Калужский писатель стал обладателем Международной премии им. Валентина Пикуля

icon 06/09/2016
icon 09:17
Главная новость Важная новость
Калужский писатель стал обладателем Международной премии им. Валентина Пикуля

Автор:

Лауреат Международной литературной премии им. Валентина Пикуля Сергей Михеенков рассказал корреспонденту ИА «Калужские новости» о присужденной премии, своих книгах и фильме, который будет снят по мотивам его произведений.

- Вы стали лауреатом Международной литературной премии им. Валентина Пикуля. Скажите, что представляет собой эта премия?

- Литературная премия имени Валентина Пикуля учреждена, как говорится в положении, «с целью увековечения памяти писателя и поощрения литераторов, сохраняющих, развивающих и обогащающих традиции, заложенные им в отечественной исторической и героико-патриотической литературе». Учредители этой премии – ей уже больше десяти лет – Союз писателей России, Международная Ассоциация писателей баталистов и маринистов, Военно-Морской Флот Российской Федерации и издательство «Вече». Валентин Саввич Пикуль – великий писатель, и получить премию его имени для меня честь весьма и весьма…

- Если имеет место денежное вознаграждение, то как вы планируете распорядиться суммой?

- Денежное вознаграждение имеет место. Как распорядиться? Как-нибудь с божией помощью управлюсь и с этим.

- Было сказано, что премия присуждена Вам за цикл романов о войне.

- Да, за романы курсантского цикла. Их всего десять. Вышли: «Примкнуть штыки!», «Танец бабочки-королёк», «Прорыв начать на рассвете», «Русский диверсант», «Высота смертников», «Пуля калибра 7,92», «Днепр – солдатская река», «Пустые стремена». Эти восемь книг уже вышли. Причём вышли тремя изданиями в двух крупнейших московских издательствах – ЭКСМО и «Вече». Сейчас издательство «Вече» выпускает девятый роман – «Чёрный туман». А последнюю, завершающую книгу я ещё пишу. Думаю, что выйдет она зимой или весной. И сразу начнётся работа над сценарием к телевизионному сериалу по мотивам этих книг.

- Будет кино?

- Да, вслед за книгами будет и кино. Но о подробностях пока помолчу. Планируется двенадцать серий. Некоторые съёмки, возможно, будут проходить на калужской земле, потому что основные события происходили именно здесь. Осень сорок первого – осень сорок третьего.

- Десять книг – это немало.

- Это даже много. Но если оглянуться на пятнадцать лет работы над ними, то годы… Эти годы – часть моей жизни. Оправдывают ли десять книг затраченные годы, не знаю. Хочется верить, что – да. Но, как говорил поэт, «нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…» Есть такой жанр в современной литературе – роман-река. Сейчас, завершая работу над последней книгой своей реки, пришло общее название – «Дорога в ад и обратно». Возможно, так будет называться фильм. Мечтаю переиздать все десять романов под этим общим названием. Издательство «Вече» в самое ближайшее время намерено запустить переиздание всей реки под этим названием, в новом оформлении.

- А Вы при переиздании правите свои тексты? Или всё идёт в печать в прежней редакции?

- Правлю! И люблю эту работу. Правка – увлекательная, а, главное, нужная работа. Убираю стилистические погрешности. Что-то сокращаю. Иногда случаются фактические ошибки. В описании одежды, оружия, армейского снаряжения. Радуюсь возможности эти ошибки исправить. Правда, эта работа отнимает много времени.

- Истории, о которых Вы пишете, основаны на реальных событиях или же полностью выдуманы? Какие темы кроме войны затрагивают Ваши произведения?

- Я пишу трагедию. Роман-река «Дорога в ад и обратно» - трагедия. Трагедия целого поколения. А трагедию выдумать невозможно. Её надо пережить. Иначе это будет пародия. Но как могу пережить события сороковых годов тот, кто родился после Победы? В реальности это невозможно! Но токи генной памяти таковы, что порой и не надо быть историком, чтобы почувствовать ту дрожь, которой дрожит живая душа солдата в наспех отрытом окопчике на опушке леса где-нибудь на Снопоти или в белом поле под Малоярославцем. Когда рождается образ и плоть твоего героя отделяется от твоей напряжённой мечты и надежды о нём, он, твой герой, действует уже по своему усмотрению и сообразно тому, что предлагают ему обстоятельства и его совесть. Мой герой – Санька Воронцов, курсант Подольского пехотно-пулемётного училища, вместе со своей ротой попадает в сырой окоп на окраине деревни Воронки на Варшавском шоссе. Там начинается его военная одиссея. Именно там должны были его убить. В первом же бою. Но пуля пролетела мимо. Там, под Мятлевом и Медынью, похоронил он многих из своих боевых товарищей. Там он стал солдатом и научился убивать. Он станет хорошим солдатом. Таких ценили командиры и уважал противник. Таких даже облетали пули, словно загадывали: а посмотрим, что ты из себя представляешь в более жестоких обстоятельствах и каков предел твоих сил и нервов?..

И второе: о чём я ещё пишу, кроме войны, какие темы волнуют…  Вы знаете, тема войны необъятна. Она просто неисчерпаема. Это – первое. И второе, что выходит из первого: роман, как литературный жанр, без темы любви, без любовной интриги, конечно же, не роман. Мою реку романов читают в основном женщины. И не это не удивительно. Любовная линия одна из основных, если не основная, и, быть может, ради неё моя река и течёт. Мне бы хотелось, чтобы создатели будущего фильма не ослабили эту линию.

- Есть ли реальные прототипы у Ваших героев?

- Есть. К примеру, командир отряда парашютистов-диверсантов капитан Иван Старчак. Мужественный артиллерист, истребитель танков капитан Яков Россиков. Командир зондер-группы – это уже та сторона, немецкая, - майор Радовский. О действиях его подразделения я прочитал в секретных документах, найденных в немецком архиве. Бывший офицер Русской армии, белогвардеец, затем эмигрант, берлинец. Возглавлял абвер-группу «Schwarz Nebel» - «Чёрный туман». Она, эта группа, активно действовала под Можайском, и Износками, в районе Вязьмы, Юхнова и Спас-Деменска.

И раз уж речь зашла о достоверности того, о чём я пишу, то скажу следующее. Когда берусь за какую-то новую тему, тщательно изучаю её. Езжу в архивы, встречаюсь с очевидцами, листаю документы, изучаю опубликованное до меня. И пишу документальную книгу. Из неё затем рождается роман. Толчок происходит в процессе работы над документами и свидетельствами. Реальность гораздо удивительнее, страшнее и невероятней любого вымысла. Так что пишу две книги одновременно. Обычно они выходят в разных издательствах. Кстати, недавно московское издательство осуществило выпуск серии «Забытые армии. Забытые командармы». В ней вышло шесть моих документальных книг, и все они рассказывают о событиях сорок первого-сорок третьего годов, происходивших на территории нынешней нашей Калужской области. Мечтаю продолжить эту работу, написать о 16 армии, того периода, когда ею командовал генерал Иван Баграмян. Очень интересная личность, талантливый полководец.

- Над чем Вы сейчас работаете?

- Сейчас пишу биографию замечательного русского и советского поэта Николая Заболоцкого. Его жизнь и творчество тоже самым непосредственным образом связаны с нашей калужской землёй. Два последних и самых плодотворных лета он провёл в Тарусе. «В очарованье русского пейзажа…», «Городок», «Последняя любовь», другие стихотворения. Даст Бог, осилю и эту книгу. И тогда она выйдет в серии ЖЗЛ в издательстве «Молодая гвардия». Одновременно работаю над путеводителем по Жуковской земле – родине другого моего героя, маршала Победы Георгия Константиновича Жукова. В прошлом году там же, в ЖЗЛ, вышла моя книга и Жукове. Сейчас, вот-вот, выйдет биография маршала Рокоссовского. Таким образом, завершена трилогия биографий наших самых знаменитых полководцев Великой Отечественной войны – маршалов Конева, Жукова, Рокоссовского. В ноябре, в канун 120-летия Жукова и Рокоссовского – они родились в один год и в один месяц – пройдёт презентация трилогии. И вот – путеводитель. Этот жанр я люблю. Несколько лет тому назад выпустил путеводитель по Тарусе и окрестностям. И он выдержал уже четыре издания. Но главное всё же – закончить последний роман курсантской реки. Это волнует более всего. Заключительная книга, по сути дела, прощание с героями.

Работаю много, по шесть-восемь часов в сутки. Каждый день. Без выходных и отпусков. Порой выбираюсь на два-три дня на родину, в Куйбышевский район, чтобы посмотреть на родную деревню, на поля, услышать родной говорок земляков. Вот и весь праздник! Душа и тело снова заряжены. Родина – самый мощный аккумулятор.

Напомним, премия будет вручена в сентябре в дни ежегодной Московской Международной книжной выставки-ярмарки.