Аппетиты Калужской сбытовой компании предложил урезонить Вячеслав Горбатин

icon 22/04/2017
icon 15:31
Аппетиты Калужской сбытовой компании предложил урезонить Вячеслав Горбатин

Автор:

Статью с громким заголовком «Предлагаем урезонить аппетиты ОАО «Калужская сбытовая компания» разместил у себя в блоге главный редактор газеты «За Правду и Справедливость», активист Вячеслав Горбатин сегодня.

Свое обращение он адресовал руководителю НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль» Светлане Разворотневой.

Далее приводим текст обращения:

 

Уважаемая Светлана Викторовна!

  Депутаты Заксобрания Калужской области 20.04.2017г.   единогласно поддержали предложение о внесении в Государственную Думу РФ, в качестве законодательной инициативы,  проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 193 и 199 Жилищного кодекса Российской Федерации».

  В частности, предлагается дополнить перечень лицензионных требований к субъектам, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, требованием об отсутствии у них задолженности ресурсоснабжающим организациям за поставленные коммунальные ресурсы.<...>

  Отмечалось, что в настоящее время ситуация расчетов с ресурсоснабжающими организациями остаётся сложной. При этом неисполнение обязанностей по расчетам не является основанием для ограничения деятельности управляющих компаний.

  По мнению участников заседания, принятие законопроекта позволит повысить уровень ответственности управляющих организаций и улучшит качество их работы.

  Можно с уверенностью прогнозировать, что данная не проработанная инициатива, в случае принятия её Государственной думой РФ, окончательно похоронит развивающийся рынок услуг по управлению недвижимостью как в Калужской области, так и в РФ в целом. Кроме этого она усилит тенденции монополизации рынка этих услуг, в пользу предприятий аффилированных с провластными структурами, а значит приведёт к дальнейшему снижению конкуренции и качеству этих услуг. По данным открытых сайтов, только единицы управляющих компаний Калужской области  не имеют задолженности перед ресурсоснабжающими компаниями. Это, в основном, те компании, которые преобразовались из МУПов в частные компании и имеющие в обслуживании стартовый обьём площадей не менее 350-400 тыс.м2 жилфонда. Именно с такого уровня количества обслуживаемых  площадей, при установленном уровне тарифов в Калужской области на жилищные услуги, деятельность этих компаний  становится относительно  рентабельной. Как показывает анализ из 79 управляющих компаний ЖКХ (далее УК) в среднем в Калуге на 1  УК приходится   99 тыс.м2 жилфонда.

   Очевидно, что прежде чем выходить с подобной инициативой на федеральный уровень, необходимо проанализировать доступность и обоснованность тарифов на энергоресурсы в Калужской области и эффективность работы сбытовых компаний как по электроэнергии, так и по газу, а так же обоснованность и адекватность  последних инициатив федеральных законодателей о переводе коммунальных платежей за ОДН МКД,  в категорию жилищных услуг. Этот факт по сути  является, актом необоснованного перекладывания функций энергосбыта, оплачиваемых региональному гарантирующему поставщику электроэнергии (далее ГП)  в сбытовой надбавке в части энергоинспекционной работы с потребителями,  на плечи УК, затраты по которым у них не имеют источников финансирования, тем более что платежи по электроэнергии от собственников помещений поступают напрямую сбытовой компании. Это полный правовой и экономический абсурд. Фактически законодатели, неправомерно УК обязали нести убытки за неплатежи  третьих лиц – собственников жилых помещений, при отсутствии у них признаков договорных отношений с конечными потребителями по этому ресурсу. Проблемы ОДН, это в основном небалансы, связанные с отсутствием системы учёта, которую должны были обеспечить ГП и электроснабжающие организации.<...>

  На всех региональных совещаниях властями региона, безапелляционно виновной стороной  обьявляются  УК и потребители, и не даётся никакой оценке эффективности работы  энергосбытовым компаниям и тарифной политике регионального тарифного регулятора, деятельность которых неоднократно подвергалась обоснованной критике со стороны надзорных, экспертных и общественных органов.

  Так по опубликованным данным в газете «Известия» рейтинге по тарифам на электроэнергию  для населения по регионам России, Калужская область по уровню тарифов на электроэнергию (4,23 руб./кВтч)  на 2017 год занимает 71 место среди 85 регионов РФ. Выше тарифы только в Москве и Московской области, а так же в основном в регионах Крайнего севера, где доходы населения значительно выше.

  Темпы роста тарифов на электроэнергию и газ за время реформы электроэнергетики и газоснабжения  в Калужской области одни из самых высоких в стране и в разы превышают индекс инфляции по региональной составляющей. Очевидно, что основной проблемой неплатежей является недоступность тарифов для потребителей региона, оценку которой должен давать региональный регулятор тарифов ежегодно, что он при установлении тарифов не делает. Огромная дебиторская и кредиторская задолженность говорит о том, что региональный Гарантирующий поставщик неэффективно выполняет энергосбытовые функции. Контроль за этим, так же должен осуществлять региональный тарифный  регулятор.

  Кроме того тарифное меню по электроэнергии, в части  возможности  снижения тарифов для населения и других категорий потребителей от покупки на рынке, не содержит экономически обоснованных  параметров и стимулирующих факторов. <...>

 

  Второй вопрос –это технико-экономическая  обоснованность нормативов жилищно-коммунальных услуг для потребителей г.Калуги вступают в силу с 01.09.2019 года(планировалось введение с 01.07.2016г.) Утверждены приказом министерства тарифного регулирования Калужской области 20.05.2016 №115 в редакции от (ред. от 07.07.2016) на примере норматива  потребления (Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц) для многоквартирного  жилого дома со стенами из камня, кирпича с этажностью 5-9 этажей до 1999г.постройки- 0,0236 , после 1999 г. постройки- 0,0118. То есть если дом на год младше , то жители этого МКД будут платить ровно в два раза меньше. Это противоречит всякому  технико-экономическому  смыслу, как с точки зрения технического износа дома - увеличения его теплопотерь, так и с точки зрения экономических параметров выраженных через амортизационные отчисления.

  Жизненный цикл кирпичного дома, если он построен по всем нормативам, составляет 100 лет, то есть годовой норматив амортизационных отчислений 1,0%. Где логика регионального  регулятора в этих нормативах. Пример:  дом построен 3 –очередями, две очереди были построены до 1999г., 3-я очередь 4 подьезда была построены в 2000г.  Исходя из утверждённых нормативов, которые планировалось ввести с 1.07.2016, но отложили до 01.09.2019г, получается что люди живущие фактически в одном  доме, в соседних подьездах будут платить непонятно на каком основании, по теплоэнергии по нормативу плату отличающуюся в 2 раза. И самое основное- анализ показывает, что от действующего норматива 0,0258 Гкал/м2/месяц в Калуге при установке общедомового прибора учёта теплоэнергии(без климатического регулирования) в МКД, по факту  достигается экономия не более 30%, то есть потребление на уровне 0,0181Гкал/м2/мес., которое выше норматива для МКД с 2000 года постройки.

  Возникает вопрос  об  отсутствии стимула ставить приборы учёта теплоэнергии для домов с 2000 года постройки, в противоречии идеологии 261-ФЗ «Об энергоэффективности».

   И так эта непроработанность и  изьяны прослеживаются по всем нормативам ЖКУ и тарифам, что подтверждает внесение в них постоянных изменений, которые не проходят тест на их состоятельность в результате практики их применения.

 

На основании вышеизложенного, в том числе с использованием процедуры законодательной инициативы, предлагаю :

  1. Правительству региона   поставить вопрос перед  Администратором торговой системы  и   Минэнерго РФ о лишении статуса Гарантирующего поставщика в границах зоны ответственности Калужской области ОАО «Калужская сбытовая компания»,  как не отвечающей критериям платёжеспособности установленных Постановлением Правительства от 4 мая 2012 года N 442, с передачей этих функций филиалу «Калугаэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и возложением ответственности за администрирование и инфраструктуру общедомовых нужд  на энергосетевые компании, то есть поддержать обращение главы ПАО «Россети» Бударгина О.М. к Президенту РФ.  Функции по поставщика газа передать   Газораспределительным организациям региона.

  Выполняемые сбытовыми компаниями(по газу и электроэнергии)  функции расчётно-кассовых центров, передать на конкурсной основе на рынок частных услуг  РКЦ(банки, ЕРКЦ и т.д.), с уровнем стартовой сбытовой надбавки не более 3 коп./ кВтч по электроэнергии и 3 коп/м3 по газу по всем группам потребителей.

  1. Поддержать последнее обращение Главы Торгово-промышленной палаты РФ Сергея Катырина к Правительству РФ с просьбой отменить оплату общедомовых нужд при расчете платы за коммунальные услуги и снять эту ответственность с Управляющих компаний с передачей этих функций ресурсоснабжающим организациям.
  2. Провести независимый аудит тарифов  на электроэнергию и газ  по региональной составляющей  в Калужской области, за период реформы электроэнергетики и газоснабжения по текущий период, с кардинальным пересмотром тарифного меню, по всем группам потребителей, как не отвечающей государственной политике энергоэффективности. После проведения независимой экспертизы тарифов установить экономически обоснованные тарифы с уровнем ночных тарифов по электроэнергии ниже дневных коррелирующих с покупкой с ФОРЭМ и при многозонных тарифах, тариф пиковой зоны установить не выше  одноставочного тарифа.
  3. Провести независимый аудит нормативов на ЖКУ и пересмотреть их на основании технико-экономических  обоснований.
  4. Отозвать законодательную инициативу Законодательного собрания Калужской области в части  проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 193 и 199 Жилищного кодекса Российской Федерации», как юридически и экономически  не обоснованную.
  5. Обязать поставщика поставлять электроэнергию в МКД по общедомовым приборам учёта только по многозонным экономически обоснованным тарифам коррелирующих с уровнем цен покупки на ФОРЭМ и только при условии создания инфраструктуры электросетей и учёта, отвечающей современным  нормативным требованиям, имеющую возможность снимать показания приборов учёта одномоментно, для исключения небалансов в МКД.
  6. Обязать ресурсоснабжающие организации взыскивать долги за коммунальные ресурсы с собственников помещений самостоятельно, в случае прямых договоров с собственниками.
  7. Освободить УК от долгов и функций сбыта и расчётно-кассовых центров по поставкам энергоресурсов и транзитным платежам РСО, без обоснования источников финансирования для обслуживания этих долгов и выполнения этих функций.
  8. Рассмотреть вопрос об увеличении тарифов, до уровня экономически обоснованных на жилищные услуги за счёт снижения тарифов и нормативов на коммунальные услуги, после независимого аудита тарифов и нормативов на электроэнергию и газ в части региональной составляющей, со снижением  совокупного платежа за ЖКУ, до уровня социально-экономической доступности.

Директор Ассоциации ТСЖ «Комфорт» В.А. Горбатин.