Кризис ударил по покупательской способности населения. Один поход в любой магазин – и сколько бы «голубые экраны» не убеждали, что в стране жить стало веселее, понимаешь, что такое положение дел быстро не изменится.

Особенно тяжело сейчас в отраслях производящих дорогие  товары. Калужский автокластер переживает нелегкие времена. Достаточно проехать мимо того же завода «Фольксваген», чтобы увидеть огромные площадки, просто футбольные поля, заставленные новенькими автомобилями, ждущими своего покупателя. Откройте интернет, задайте поиск «купить машину», и на экран вывалится море таких фотографий, как вы видите у нас. Причем со всего мира.

Зайдите в любой  автосалон в Калуге, Обнинске, которые, кстати, работают по 10-12 часов в сутки ежедневно (как продуктовые магазины!) и увидите в огромных залах от силы одного-двух покупателей. Можно сбиться со счета, если вспомнить, какие только акции не придумывают продавцы машин. Купи авто – и мы тебе подарим: ОСАГО, КАСКО, второй комплект шин, коврики в салон, регистратор, магнитолу с блютусом, завлекают покупателей скидками цен на техобслуживание и прочее. В ходу льготы для тех, кто сдает старенькие машины по схеме trade-in. Немаленькие льготы для тех, кто берет автокредит.

Вообще скажем, что те, кто берет автокредит - рисковые люди, ведь любой из них обвешан  таким количеством обременений и, скажем прямо, недосказанностей, что в этом варианте покупку машины зачастую можно сравнить с рулеткой: повезет – не повезет.

Кто бы придумал «ипотеку» на покупку автомобилей? Ведь хотим – не хотим, а машина сегодня не предмет роскоши, а прежде всего  средство передвижения. А для тех, кто потерял работу, кому не хватает денег, это и средство выживания. Помните фразу Путина, который вспоминал, что, приехав из Германии, готов был идти работать таксистом…

Как привлечь покупателя? Автопроизводители отчаянно ищут любые возможности завлечь покупателя. Если вы просто позвоните в салон, чтобы узнать сколько теперь  стоит Тойота, Рено, Хендай, Нива, Лада, вы уже на крючке. Узнав ваш номер телефона, менеджеры с завидной настойчивостью будут звонить и предлагать, предлагать, предлагать...

Как выжить? Ведь падение продаж тех же автомобилей, означает, что организаторы производства вынуждены идти на снижение количества смен, даже сокращать персонал, а это ведет и к тому, что можно потерять профессионально подготовленные кадры – этот, пожалуй, сегодня наиболее острый вопрос для работодателей. Ведь подготовить хорошего рабочего стоит немалых денег.

Да и пришло понимание того, что просто реклама уже не дает тех результатов. Автосалоны  начинают использовать не только психологические, но и откровенно затратные приемы «заманух».

Приведем в пример один «калужский», так сказать, передовой опыт. Почему так сказать? Да потому что, как известно, все новое – это хорошо забытое старое. В эпоху «развитого социализма» особой удачей считалось купить автомашину прямо на заводе. Но могли сделать это только очень известные люди, как теперь говорят, «медийные» персоны. Например, знаменитые артисты, секретари обкомов и другие представители советской элиты. В общем-то, желание купить  машину на заводе, легко объяснимо, и не требует объяснений. Увидеть как собирают твою «ласточку» - мечта каждого автомобилиста. Актер Михаил Ульянов рассказывал что  он лично присутствовал на ВАЗе при сборке своего «Жигуленка». И, конечно, все на заводе старались, чтобы машина для любимого артиста была без сучка и задоринки.

Сейчас контроль качества на современных автозаводах практически исключает выпуск брака, но люди остаются людьми, хочется посмотреть самому, пощупать своими руками. Помните ощущение, когда покупаешь новый смартфон всегда ощущение будто ты берешь «кота в мешке». Как говорится «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». На одном из калужских автозаводов решили тронуть эту струнку человеческой души. Вот уже год работает проект «Купи автомобиль с завода». 

По проекту можно приобрести автомобили именно тех марок  которые собираются в Калуге Участвовать в этой  в программе, могут только те покупатели клиенты, кто приобретают машины только через официального дилера этого завода в Калуге. Схема такова: работники автосалона встречают своего клиента в радиусе 250 километров от Калуги, забирают его , в том числе прибывающих на московские вокзалы и аэропорты, привозят в Калугу, селят в отеле. Предусмотрена индивидуальная экскурсия на предприятие с посещением сборочного конвейера, моторного завода. Показывают все, включая контроль качества. Покупатель реально видит  весь процесс изготовления автомобиля. Затем уже в салоне он осматривает машину, оформляет документы, оплачивает покупку. Дальше вообще интересно, клиента везут  на экскурсию по городу и в Музей истории космонавтики. Вечером для него накрывается ужин в ресторане отеля на 4 тысячи рублей. Слава русской традиции «обмыть покупку»! А утром, после завтрака, получение новенькой машины и отъезд домой. И это реально работает на  выполнение плана продаж.  Да и каждый, кто купил машину на заводе, рассказывает об этом своим друзьям. А это та реклама, которая дорогого стоит.

Так, в этот салон уже пошли звонки не только из нашей округи, но из Смоленска, Воронежа, Курска, Сургута, даже Крыма. Клиентов пока немного, но география - обширная. К этой программе уже подключились 10 пилотных дилеров, которые также будут присылать в Калугу своих клиентов.

Мы же добавим, что возможность приобрести автомобиль с завода давно используется европейскими производителями. Но ведь там уже давно работают на настоящем рынке.

А мы, как известно, только учимся выживать в кризисе…

Подведем итоги сказанного: жизнь заставляет производителей и их дилеров идти на новые неожиданные для российской действительности ходы.

А что же делать так называемым автосалонам, не являющимся официальными дилерами? У них нет такого запаса прочности, как скажем у Фольксвагена, Пежо, Ситроена. Они, как правило,  постепенно поглощаются более крупными кампаниями. Так что «неофициалам», в основном,  остается «делянка» на рынке продаж поддержанных автомобилей. Но это уже совсем другая история.

Однако и сюда уже протянулись щупальца автогигантов. Например, калужский Genser  уже  создал специальный салон, где продают машины с пробегом. Говорят, что это сделали, чтобы не отвлекать внимание покупателей, приехавших в салон, от процесса покупки новых автомашин.

Автор: Сергей Зорин