Владимир Кисенков: Нынешним игрокам не хватает какой-то наглости
Самый опытный игрок ФК «Калуга» рассказал пресс-службе клуба о начале своей карьеры, годах проведенных в Премьер-лиги и о планах на этот сезон.
— Где начинали играть в футбол? И почему выбрали именно этот вид спорта?
— История достаточно обычная для того времени. В первом классе к нам в школу пришел тренер и пригласил всех на тренировку. У нас практически половина класса согласилась. Но в итоге остался один я.
— В какой школе учились?
— 21-ая калужская школа. Первым тренером был Александр Иванович Качан.
— В твоем детстве был широко развит дворовый футбол. Там тоже оттачивал свое мастерство?
— Конечно. Через дорогу была площадка. К сожалению, сейчас там никто не играет. Место есть, а площадки — нет. Двор на двор тогда играли. После школы я шел на тренировку, а потом гоняли мяч во дворе.
— Какие были успехи в юношеском футболе?
— Своим 1981 годом рождения мы занимали третье место на Первенстве России. Там у нас уже была два тренера. Еще с нами занимался Вячеслав Сергеевич Зенкин. А потом наша команда поехала в Манчестер. В Англии мы также выиграли «бронзу».
— Ты играешь правого защитника. Это был выбор с детства?
— Нет, изначально действовал в качестве центрального защитника.
— Первым твоим клубом стал калужский «Локомотив».
— Да, туда меня пригласил Вадим Владимирович Жердев. Сначала, конечно, не попадал в состав. Но тренировался как следует. И дополнительно, и самостоятельно.
— Свой первый матч помнишь?
— Да, мы играли на выезде. Алексея Демкина удалили, и надо было выпускать защитника. Во втором тайме я вышел на замену. И в 18 лет сыграл свой первый матч в профессиональном футболе. С тех пор играл на постоянной основе.
— Какие впечатления остались от того «Локомотива»? Медалей никогда эта команда не выигрывала, но показывала зрелищный футбол.
— Очень хорошие впечатление. У нас была сильная команда. Физически мы превосходили многие клубы, но не хватало тактической выучки.
— После трех сезонов в «Локомотиве» ты решил поменять команду.
— Мы с Сергеем Анохиным перешли в подольский «Витязь». Там у меня травма была, порвал связку на голеностопе. Можно сказать, был никому не нужен. Восстанавливался сам.
— Не было мыслей вообще завершить карьеру?
— Нет. Тогда мне очень хорошо помог Александр Борисович Трошин — тренер по легкой атлетике. В «Локомотиве» он у нас какое-то время занимался нашей физической подготовкой. С тех времен всегда мне помогал в физическом плане. Где-то восстановиться, где дополнительно заниматься. Он был единственным человеком, который мне помогал набирать форму.
— Семья также, наверное, сыграла большую роль в плане восстановления?
— Конечно. У меня прекрасная семья. Двое замечательных детей: дочке Алине 12 лет и четыре года будет сыну Матвею. Жену зовут Анна. 12 лет мы уже в браке, а так 17 лет мы вместе.
— В межсезонье ты приезжал в Калугу и практически всегда играл в мини-футбол. Так называемый Кубок Вызова тогда вызывал большой интерес у горожан.
— К сожалению, интересно это было достаточно давно. Почему? Мы играли тогда своей молодой командой с очень сильными профессионалами: Виталий Сафронов, Николай Сидоров, Эдуард Демин…Спортивный зал в Анненках «забивался» до отказа. Был очень большой ажиотаж. Сейчас все как-то катится вниз.
— Потом ты уехал в Нальчик. «Спартак», наверное, стал главной командой всей карьеры?
— Нальчик вспоминаю очень часто. Самые лучшие годы были. Хорошая команда. До сих пор общаюсь с ребятами.
— Ты играл в защите с черногорским защитником Миодрагом Джудовичем, который оставил яркий след в нашем футболе. Как вы с ним общались? Находили общий язык?
— Не было никаких проблем. Сейчас он является одним из тренеров сборной Черногории. Замечательно говорит по-русски. Первые два года я с ним постоянно «зарубался». Миодраг играл достаточно жестко, неудобно. Где-то мог попасть локтем. Так что на тренировках у нас были с ним конфликты. Несмотря на то, что он меня на четыре головы выше, то я ему «вставлю», то он мне. Но за пределами поля мы хорошо общались.
— Нальчик всегда славился своей тактической выучкой.
— Я уже сказал, что в калужском «Локомотиве» именно этого нам не хватало. В «Спартаке» мы были сильны и физически, и тактически. Всегда сборы проходили очень тяжело. Много внимания уделялось тактике. Сейчас все говорят про Курбана Бердыева. Что его команды тактически очень сильны. Но, сколько я себя помню, Юрий Красножан переигрывал Бердыева постоянно. Несмотря на то, что у «Рубина» был тогда очень сильный состав.
— Про «Спартак» Нальчик Красножана говорили многое. Что на тренировочные сборы приезжали чуть ли не по 50-60 потенциальных новичков. Так ли это?
— Именно так. Через такие сборы я и попал в Нальчик. Приехал в декабре месяце 2006 года. Тренировалось больше 50 человек. А остался только я и еще три игрока. И такую картину можно было наблюдать каждое межсезонье. Были сборы, собирали никому неизвестных футболистов из низших лиг, а в итоге получались хорошие игроки.
— Многие болельщики помнят твои сумасшедшие удары со штрафных. Особенно запомнился гол «Крыльям Советов», когда ты забил метров с 40. Говорят, что именно Александр Иванович Качан ставит такой удар.
— Александр Иванович говорил, что научить нельзя, а вот научиться можно. Он сам, когда играл, обладал очень приличным ударом со штрафного. Не прямой удар, а резаный. Он нам его постоянно показывал. В «Локомотиве» я отрабатывал удары. Сначала приходил на стадион один. Потом Вадим Владимирович Жердев мне начал помогать. Со мной по полю ходил, обсуждали, как пробить, именно стандартные положения. В «Локомотиве» не забивал, а в Подольске отличался. В Нальчике в выходные дни брал дочку и жену, приходил на стадион. Бил по воротам, с разных дистанций.
— В 2010 году случился громкий переход. Во всяком случае для Калуги. Ты сменил Нальчик на столичное «Динамо». Но сыграл там только одну игру. Что пошло не так?
— Я только восстановился после сложной операции. Всего пять месяцев прошло, как я получил повреждение крестообразных связок. На тот момент в «Динамо» не хватало защитников. Поэтому пришлось мне выходить. Потом получил травму на последней минуте тренировке. Если бы не это, то играл бы в основе.
— Вы вернулись в Калугу в прошлом году. Возраст уже солидный. Силы еще есть, чтобы помочь нашей команде?
— Сил много. Главное, чтобы здоровье позволило. Играем на поле не самого лучшего качество, это и может сказаться.
— Семь человек ушло в межсезонье из команды. Пять футболистов пришло. На тренировки очень много и молодежи. Хороший коллектив подбирается?
— Да, отличный. А что касается молодежи, то прибавляют только один-два футболиста. Это мое мнение. Если сравнивать наше поколение, то нынешним игрокам не хватает какой-то наглости, злости на поле. То стесняются, то боятся взять инициативу на себя. А самое плохое, что они не анализируют свои ошибки.
— На тренировки сейчас был 16-летний Николай Суханов. Вы ему в отцы годитесь. Как с ним общаетесь?
— Нормально общаемся. На «ты». Вот он прибавляет. Есть ошибки, но никогда не расстраивается, не оправдывается, не оговаривается. У него злости и агрессии хватает.
— «Калуга» успешно начала новый сезон. Что мы можем ждать от этой команды?
— Хотелось, чтобы с таким коллективом и подбором футболистов мы заняли достойное место. У нас все шансы, чтобы подняться намного выше, чем в прошлом сезоне.