Цифры и факты

В городе с 2000 года действует  система анализа и управления, которая основана  на сводных расчетах загрязнения атмосферы (так называемый сводный том ПДВ) и регулярных инструментальных замерах качества воздуха в рамках программ производственного контроля городских предприятий.

Констатируется, что за эти годы количество предприятий Калуги, превышающих установленные нормативы выбросов, сократилось с 88 до 4. И это несмотря на то, что в окрестностях города функционируют три технопарка автомобильного кластера с сопутствующими предприятиями, развиваются фармацевтический кластер и традиционная промышленность.

Динамика годовых промышленных выбросов с начала века по прошлый год включительно подтверждает достаточную стабильность качества воздуха в Калуге. И это при существенном росте – в 2,6 раза – количества предприятий.

Ученые зафиксировали в прошлом году вещества 211 наименований, загрязнявших атмосферу города. В их числе оксид углерода, метан, диоксид азота и пыль различного состава. Они-то и составляют около 80 процентов всех загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу Калуги.

Более половины суммарных выбросов пришлось на 8 калужских предприятий – «Калугатеплосеть»,  филиал Калужского управления подземного хранения газа – «Газпром ПХГ», «Калужский турбинный завод», «Полигон ТБО г. Калуги», «Фольксваген Групп Рус», «Континентал Калуга», «Азаровский завод стеновых материалов», генерирующую компанию «КВАДРА».

Ученые констатируют, что в целом промышленные выбросы в атмосферу изменяются незначительно. Уровень загрязнения воздуха в жилых районах на протяжении многих лет находится в диапазоне между низким и повышенным.

Вроде бы по промышленности ясно.

 

А вот с автотранспортом дела просто плохие. Суммарные выбросы загрязняющих веществ от городского транспорта из года в год повышаются. Так, в 2015 году они составляли 22,9 тысячи тонн, а в прошлом году уже 28,2 тысячи тонн. Соответственно выброс парниковых газов городским транспортом в СО2-эквиваленте в 2015 году достиг 617 тысяч тонн.

В часы пик наиболее загруженные улицы Калуги – Кирова, Ленина, Грабцевское шоссе, Гагарина – за 20 минут пропускают от 600 до 750 автомобилей, еще больше приходится на Правобережье – до 840 автомобилей за то же время. Причем более 86% от общего потока транспортных средств приходится на легковые автомобили, 11 – на  грузовые и автобусы до 3,5 тонн.

Наиболее критичными для Калуги загрязняющими веществами являются пыль и диоксид азота. Причем главным источником диоксида азота в Калуге является  автотранспорт, а пыль поступает в воздух в первую очередь от многочисленных стройплощадок и автодорог.

Вот такие цифры приводятся обширном отчете ученых о состоянии атмосферного воздуха в нашем городе, подготовленном по заказу муниципальных властей.  Полностью он опубликован в обзоре «Состояние и охрана окружающей среды в Калуге».

Попробуем, оттолкнувшись от экологии,  порассуждать

Выводы, как нам кажется, на поверхности.

Оценивая «вклад» предприятий промышленности, действующих в городской черте, ученые утверждают, что новые технологии очистки загрязняющих атмосферу выбросов, применяемых при сооружении современных заводов и фабрик, все-таки позволяют поддерживать более или менее безопасный уровень атмосферы для населения.

Но, тем не менее, проблемы с выбросами в атмосферу у калужских предприятий есть. И здесь, естественно, горожане вправе ждать от руководства Калуги и области более жестких требований к промышленникам.

Да, с точки зрения нормативов те 8 предприятий, которые названы выше, хоть и выбрасывают в атмосферу достаточно много вредных веществ, но они вписываются в допустимые пределы. Не критично, но... И все-таки мы акцентируем внимание на том, что работа по снижению выбросов на этих предприятиях должна продолжаться

А вот о чем надо кричать, так это о качестве уборки города и организации работ на стройплощадках. Их экологи называют основными источники запыленности.

Например, выезжающие со стройплощадок, автомобили колесами разносят грязь по городским дорогам, что еще больше увеличивает его запыленность. Отсутствие установок для очистки колес при выезде со стройплощадок – одно из наиболее распространенных экологических нарушений, А по закону они обязательны. Где есть такие мойки? Где контролирующие органы?

Вообще, вынуждены констатировать, что объекты строительства с точки зрения экологии практически бесконтрольны. Почему?

Теперь по автотранспорту. Здесь нужна политическая воля. Хотим мы или не хотим, но в городе налицо реальная проблема со все увеличивающимся числом автомобилей. Калуга, как известно, на втором месте в России по количеству авто на душу населения.

И дня не проходит, чтобы наш интернет-портал не сообщал о крупных ДТП. О пустяках, как вы понимаете, «Калужские Новости» не пишут.

Мы даже не будем говорить о состоянии дорог.

Впрочем, как и о платных парковках или об экспериментах ГИБДД по организации движения по ряду улиц города в одном направлении, которые явно, так показывает жизнь, не стали панацеей.

Да, с одной стороны после введения на ряде улиц одностороннего движения экологическая обстановка в их окрестностях улучшилась. И с точки зрения экологов это - эффективное мероприятие снижения воздействия на атмосферу выбросов городского транспорта.

Но, с другой стороны, многие водители – непосредственные участники движения – считают, что с введением «одностороннего движения ситуация в городе с потоками автотранспорта ухудшилась. Люди говорят, что пробок и заторов на дорогах не стало меньше, а вот количество вынужденных объездов целых кварталов, а то и микрорайонов увеличилось. А значит и выхлопов  отработанных газов в атмосферу больше. Вот где надо бы поработать общественным движениям совместно с ГИБДД, чтобы замерить ту дополнительную нагрузку на экологию, которая возникла на калужских улицах. И уже тогда принимать решение. То есть мы предлагаем более глубоко изучить вопрос и со специалистами и с водителями. Есть же такое понятие как общественные слушания. Эксперимент поставлен, давайте подведем итоги.

 

А вот еще вопрос, который, на наш взгляд, стоит обсудить. В Калуге есть экологически чистый транспорт – троллейбус. Правда ждать его порой приходится по 30-40 минут. И с точки зрения скорости маршрутные такси дадут любому троллейбусу фору, плюс комфортно и по цене разница с троллейбусом всего в 3 рубля. Не так уж дорого.

Но какова получается загруженность улиц и соответственно выхлоп в атмосферу. За скорость мы в итоге платим своими легкими.

Сколько принималось решений, сколько говорилось, что маршрутки нужно использовать в основном там, где нет активного движения общественного транспорта, но воз и ныне там.

Да, это сложнейшая проблема, в том числе и социальная, ведь водители маршруток тем самым зарабатывают себе на жизнь.

Второе, что не менее важно в вопросе с автотранспортом  – наш менталитет. Все, кому не лень, едут на службу, на работу на личных автомобилях.

Это не плохо, это – показатель благосостояния граждан. Да, есть люди, которые приезжают на работу в Калугу из пригорода, отвозящие любимых чад в школы, в детский сад. Плюс те, кто работают на машинах – снабженцы, коммерсанты и т. п. Здесь никуда не деться.

Но ежедневно множество горожан едут на работу в автомобилях в гордом одиночестве. Мучаются с парковкой, жгут бензин, то есть реально загрязняют атмосферу, насыщают автопоток, в то время как могли бы воспользоваться общественным транспортом.

Что? Вы скажете, не так? Пожалуйста, ответьте себе честно.

Но знаете, нам кажется, что этот вопрос вполне решаем. Пример? Пожалуйста. Успех целенаправленной пропаганды в борьбе против курения, против пьянства уже дает свои результаты. На улицах Калуги теперь не часто встретишь курящего человека или распивающего пиво на бульваре.

А ведь эта проблема была посерьезней, чем «самолюбование» за рулем.

Значит нужно активизировать усилия всего общества.

Ну, а теперь вернемся к главному посылу этой статьи.  Просто напомним калужанам, чем нам грозит загрязнение атмосферы.

Диоксид азота — токсичное вещество. Воздействует в основном на дыхательные пути и легкие, а также уменьшает содержание в крови гемоглобина. Диоксид азота снижает сопротивляемость к заболеваниям, усиливает действие канцерогенных веществ, способствуя возникновению злокачественных новообразований.

Взвешенные вещества (пыль, зола, сажа, дым) способны глубоко проникать в легкие и накапливаться там.  

К чему приводят вот эти «прелести» в атмосфере иллюстрировать не будем. Как говорится: no comment.

Автор: Сергей Зорин