О забытых калужских брендах
©
Сейчас многие читатели ищут в СМИ прежде всего скандалы, расследования, происшествия. В этих беглых заметках ничего этого не будет по той причине, что сегодня мы попробуем предложить вашему вниманию тему «Воспоминание о будущем». А именно, как это следует из названия, о том, чем когда-то славился наш край и про что мы в угаре перестроек, революций, передела собственности основательно подзабыли. Сегодня возьмем продовольственную отрасль.
Вспомним о том, что Калужский край когда-то был одним из серьезных участников международного, а не только российского рынка льноводства. Лен недаром называли «зеленым золотом» России. Причем природные условия Калужского края позволяли получать лен-долгунец, то есть то сырье из которого можно делать ткани, порох, бинты и прочее-прочее. Знаете, по отношению ко льну, наверное, будет уместно сказать, что лен, как, извините, и продукция свиноводства, используется на сто процентов. То есть все идет в дело. Например, производили знаменитое льняное масло, изо льна более низких сортов делали мешки, рогожу, канаты, активированный уголь и многое другое.
В 90-е годы прошлого века в губернии шли многочисленные переговоры и даже кое-что делалось, например, в Мосальске, для того, чтобы возродить льноводство. Молодежь уже просто не знает, а люди постарше может быть помнят, что тогда в области работала целая сеть маленьких льнозаводов, которые перерабатывали те крохи, которые калужским льноводам еще удавалось получать на своих полях.
Все это сгинуло в небытие. Нужны были серьезные деньги, но их, как всегда, не хватало. Вокруг этого дела суетилось множество ушлых людей, в том числе и московские коммивояжеры, представлявшиеся посланниками больших людей и серьезных фирм, но большинство оказалось людьми несостоятельными. А ведь калужане встречали их с распростертыми объятиями и были готовы помочь всем, чем могла тогда областная власть.
Зачем мы сейчас ворошим эти старые истории? Наверное, потому что видим, как расцвело это дело в союзной нам Беларуси, которое сейчас доминирует на российском рынке льняных товаров, оттеснив многочисленные зарубежные, в том числе и итальянские компании, которые отлично зарабатывают на производстве этого великолепного, натурального, долговечного, экологически чистого сырья. Ради любопытства приведу такой факт: лен настолько качественный материал, что «работает» тысячелетиями. Ведь до сих пор мумии египетских фараонов, которые мы видим в музеях, закутаны в погребальные пелены, сделанные изо льна.
Вот и поэтому цена на льняные изделия так высока.
Да, чтобы возродить производство льна, потребуются многомиллиардные затраты. Но игра экономически стоит свеч, потому что отдача безусловна. Специалисты подсчитали, что льноводство эффективно на 300-400 процентов. Конечно, при условии, что оно будет запрограммированно, что называется, от поля до прилавка. То есть от выращивания льна до Дома моделей и выпуска из него одежды, так называемой серии «прет-а-порте», на своих швейных фабриках.
Лен культура весьма капризная. Но в нашей области есть самое главное – природные условия для его выращивания.
Наверное, это интересная задача для будущего нашего агропромывшленного комплекса, который сейчас восстанавливается.
Но хватит о льне.
Давайте вспомним один из лозунгов, под которым область жила в последние годы советской власти. Оговорюсь сразу, мы не имеем в виду политику, мы говорим об экономике.
"Итак, «Молоко – марка области». Дело было нешуточное. Даже не буду приводить цифры, в которых исчислялось молочное стадо, выращенное калужскими животноводами. Скажу только, что Калуга обеспечивала полноценным здоровым молоком жителей нескольких районов Москвы. Наши молоковозы сплошной колонной каждое утро шли по дорогам на московские перерабатывающие заводы. Так было."
Сейчас очень многое уже сделано, чтобы восстановить этот мощнейший продовольственный ресурс области. Программа «100 роботизированных ферм» дает свои результаты. Дальновидные москвичи организовали производство молока для своих школ в нашей Медыни.
Слава Богу, удалось удержать на плаву молочный завод в Козельске. А ведь его чуть не продали с молотка собственники.
Но реально для нас этого мало. В калужских магазинах представлено молоко из Ижевска, Вологды, Нижнего Новгорода, Белгорода, Владимира и так до бесконечности…
Область, которая обеспечивала молоком Москву, теперь заполняет свои прилавки чужим продуктом.
Говоря о молоке, как не сказать о «втором хлебе» - о картофеле? Ведь когда-то наша губерния ежегодно обеспечивала им Северный флот СССР. А уж и тогда он был не меньше, чем сейчас. Сегодня же в магазинах, на рынках мы видим, хорошо, тульскую или брянскую картошку, а то все нам продают турецкую да египетскую.
Вот вам еще один забытый бренд губернии.
Ну, и как не вспомнить самый близкий нашим современникам пример. Это судьба знаменитой на весь мир калужской водки. Господи, где ее только не встречал! Ваш покорный слуга видел ее на полках магазинов Германии и Венгрии, Польши и Италии. Натыкался на нее в Ливане и в Афганистане. Знакомые евреи рассказывали, что ее с всегда нетерпением ждали в лавках Брайтон-бич, что в Нью-Йорке и в Тель-Авиве. Практически все гости Калуги просили завести их в фирменные магазины «Кристалла», чтобы купить домой знаменитые «гуало», так назывались большие бутылки «Столичной», «Московской», «Посольской» водки со специальной барной пробкой. Слава калужского «Кристалла» звенела на весь мир! Даже поляки, гордящиеся своими знаменитыми гданьскими водками, и те были просто счастливы, когда им удавалось купить продукцию калужского «Кристалла».
Еще в начале XXI века ОАО «Кристалл» было современным предприятием с передовыми технологиями и высокопроизводительным оборудованием из Италии и Германии, объединяющие два завода – спиртовой и ликеро-водочный, а также сеть фирменных магазинов.
Приоритетной задачей всех служб ОАО «Кристалл» было постоянное улучшение качества выпускаемой продукции. Для достижения стабильности вкуса конечного продукта выбрали непростой, но эффективный путь. При производстве спирта использовались отборные сорта пшеницы и ржи, которые закупались у постоянных поставщиков - хозяйств, имевших лучшие показатели по качеству зерна и находившихся в экологически чистых районах области. Это, в конечном счете, приводило к единству вкуса при массовом производстве каждого наименования водки. Применялись только спирты самой высокой степени очистки «Экстра» и «Люкс».
Исключительное качество выпускаемой на заводе продукции подтверждали высокими оценками жюри дегустационных конкурсов российских и международных специализированных выставок. Завод, начиная с 1994 года, был награжден шестью Гран-при, двумя Большими Золотыми медалями, 92 золотыми, 64 серебряными и 30 бронзовыми медалями. «Кристалл» экспортировал свои продукцию с 1965 года!.
В его линейке десятки видов алкогольной продукции на любой вкус: водки, горькие и сладкие настойки, бальзам. Ежегодная выручка предприятия составляла 700-900 млн. рублей. А численность коллектива - около 600 человек!
В общем, это был гигант пищевого рынка!
Всем в Калуге известна история о банкротстве этого предприятия. Имущественные споры продолжаются уже не один год. Областная власть настойчиво требует возродить выпуск знатного калужского бренда. Ведь помимо славы, калужская водка приносила весьма ощутимый вклад в областную казну.
Финансисты назвали такую цифру: в нулевые годы «Кристалл» наполнял областной бюджет на 30 процентов! Какой большой и сладкий кусок, который помог бы сейчас «расшить» десятки проблем, стоящих перед губернией. Это ведь и зарплаты бюджетникам, социалка, культура и прочая-прочая…
Ситуация с историческими зданиями «Кристалла» (а они построены были еще в канун ХХ века), наверное, будет решаться в судах еще очень долго. Производственное оборудование, если что и сохранилось, в любом случае надо менять после многолетнего простоя.
Поэтому принято решение о строительстве завода на новой площадке.
Жалко, конечно, старых зданий, но сейчас важнее всего вновь открыть производство, потому что пока еще живы люди, работавшие на «Кристалле» и которые знают все секреты производства качественного продукта. Мастерство ведь не обанкротишь. И ему еще можно научить молодых. И есть кому…
Говоря о брендах, мы, естественно, пишем, о местных возможностях. Никогда не стоит забывать истину, что новое, это давно забытое старое.
Есть еще одна история, которую сегодня не грех будет вспомнить. Не так давно мы опубликовали заметки о проблеме возрождения судоходства на Оке. Статья вызвала интерес, были ностальгические нотки, но было и высказывание человека, не верящего в это.
Почему мы об этом говорим? Из тех вопросов, которые мы сегодня обозначили в этих заметках - льноводство, производство молока, картофеля, возрождение калужской водки, не все могут быть сразу реализованы. Это задачи на годы вперед.
Водку, понятно, можно – и нужно! - сделать быстро. Над молоком и картошкой работают постоянно, а вот льноводство видится в весьма отдаленной перспективе. Так же как и возрождение судоходства.
Но думать, проектировать, готовить кадры, делать это надо и можно уже сейчас. Почему? Вот один из ответов. Тема судоходства, о котором мы говорили в общем, вдруг совсем по-другому зазвучала, когда губернатор в середине сентября этого года на VIII международном форуме по развитию автомобилестроения и производства автокомпонентов в России «Автоэволюция» заявил о возможности строительства порта и развитии судоходства в Калуге (цитата): «Мы сейчас с Агентством речного транспорта активно эту тему прорабатываем. Нас поддерживают в рамках программы на углубление бассейна реки Волги. Мы в эту программу попадаем и будем в ближайшее время иметь конкретный результат».
Так что, уважаемые Фомы неверующие, подумайте не один раз прежде чем в будущем публично высказывать свое мнение. И подумайте не о собственном эго, а о будущем своих детей, своего края, судьба которого, мы уверены, вам не безразлична.
Заканчивая эти беглые заметки, предлагаем нашим читателям высказаться по затронутым в них вопросам. Подскажите, какие темы вам интересны. Вот, например, судьба великолепного калужского «Аккорда», выпускавшего пианино, которое пользовалось огромным покупательским спросом в Союзе и за рубежом. При всем уважении, никакая гитара и никакие синтезаторы не заменят чистого звука фортепьяно. Да и культура музыки другая, шире и многообразней.
Мы ждем ваши вопросы и предложения, чтобы продолжить эту тему – «О забытых калужских брендах».
И последнее. Нам кажется, что всенародно избранный символ Калужской области на 2018 год – зубр, очень емко отражает возрождение мощи нашего края, его силу, славную историю и, уверены, блестящее будущее.
Автор – Сергей Зорин.