Сегодня, 12 октября, в Калуге впервые состоялось публичное обсуждение результатов правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора – в рамках системы мероприятий по совершенствованию контрольно-надзоной деятельности.

В числе приглашенных были представители калужского Роспотребнадзора, министерства конкурентной политики и бизнеса. В начале обсуждения представители Роспотребнадзора предложили видеообращение, в котором признали нынешнюю систему контроля и надзора устаревшей до архаичности и давно неэффективной.

По словам экспертов, строгие и многочисленные проверки бизнесменов имеют ничтожно низкую эффективность: в среднем госстурктурам удается устранить лишь порядка 15% нарушений, способных принести существенный ущерб здоровью сотрудников предприятия и потребителей конечного продукта.

Кажущиеся солидными цифры статистики – 200 видов госконтроля и надзора за бизнесом, более двух миллионов требований к предпринимателям – на практике не приносят желаемых результатов. Уже в следующем году эту сферу ждет серьезное реорганизация.

Речь идет о разделении предприятий по видам риска и ослаблении излишне жесткого контроля за некоторыми из них. «Атомная электростанция и цветочный магазин, согласитесь, слишком разные по уровню риска предприятия, что контролировать их одним способом», - говорилось в презентации Роспотребнадзора.

О самой важной перемене рассказал и заместитель министра конкурентной политики Лев Марченков: «Реформирование направлено на несколько факторов, изменится вся система подхода к надзорной деятельности. Это будет сделано, прежде всего, для того, чтобы уменьшить нагрузку на бизнес со стороны контролирующих органов. Важнейшим изменением станет применение рискоориентированного подхода в сфере надзора».

Уже к 2018 году планируется сформировать градации рисков для определения, высоки или низки риски конкретного предприятия. Отталкиваясь от этого, к бизнесу будут применяться меры контроля: строгие, если риски высоки и существенные, заметные послабления, если предприятие потенциально не может быть опасным для населения, собственных сотрудников и, конечно, налоговых органов.

В качестве примера Марченков привел продуктовый магазин. Одним из критериев риска он называет разветвленную сеть магазинов. «Если в сети, скажем, двести магазинов, в которые попали некачественные продукты, то риск нанесения ущерба населению значительно возростает по сравнению с сетью, где три магазина». Надо понимать, что это лишь небольшой пример того, как будет работать новый подход.

На публичном обсуждении уточнили, что закон о переменах в сфере надзора будет формироваться и приниматься только в 2018 году, а сейчас с помощью открытого диалога, предстоит только обсудить все его тонкости.