В Калуге прошел круглый стол, посвященный проблеме финансовой грамотности

icon 31/10/2017
icon 13:58
В Калуге прошел круглый стол, посвященный проблеме финансовой грамотности

Автор:

27 октября, в Калужской ТПП прошел круглый стол на тему «Государственная политика в сфере повышения финансовой грамотности и роль каждого участника в ее реализации».

Инициатором круглого стола стала крупная российская инвестиционная компания «ФИНАМ», а также калужское региональное отделение ОООП «Союз защиты прав потребителей финансовых услуг».

Причиной, по которой калужские бизнесмены и представители власти решили собраться за круглым столом, стало распоряжение правительства, вышедшее 25 сентября, в котором была принята стратегия развития финансовой грамотности населения.

Говоря об отсутствии у населения навыков грамотного распоряжения своими накоплениями, участники круглого стола приводили примеры, как калужане, плохо разбирающиеся в финансовых операциях, попадали в лапы преступников, лишались денег, единственного жилья, недвижимости.

На круглом столе озвучили печальные цифры: более 20% трудоспособного населения страны считают нормальным длительные невыплаты долгов по собственным кредитам, более 30% считают предложения на кредитных, инвестиционных, финансовых рынках настолько сложными, что стараются обходить их стороной. По оценкам спикеров, уровень финансовой грамотности населения крайне низок. Кроме того, в ходе круглого стола выяснилось, что и представители бизнеса часто не имеют достаточных знаний по данному вопросу.

Первым слово взял председатель правления Калужского регионального отделения Общероссийской общественной организации потребителей «Союз защиты прав потребителей финансовых услуг» Игорь Петров. Он отметил, что его организация в 2015 году выходила к губернатору региона с инициативой разработки стратегии развития финансовой грамотности населения. Его предложение было переправлено в Министерство финансов, а оттуда пришла резолюция о нецелесообразности инициативы.

В доклад вмешался президент Группы компаний «ФИНАМ» Владислав Кочетков. Он поинтересовался, понимает ли региональное Министерство финансов проблему и выразил готовность помогать с разработкой программы: «У нас есть масштабный совместный проект с «Деловой Россией», который не затрагивает Калугу. Зато благодаря нему мы имеем все методические материалы по теме, можем найти всех спикеров. Мы готовы делать совместный проект в регионе», - сказал Владислав Вячеславович.

Игорь Петров в конце речи поблагодарил за взаимодействие Банк России, Роспотребнадзор, уполномоченного по правам человека в Калужской области Юрия Зельникова и региональное отделение УМВД за совместную работу над повышением финансовой грамотности населения. Но отметил, что пока взаимодействие с органами власти неидеальное и его срочно надо налаживать. Представители компании «ФИНАМ» предложили взять переговоры с Минфином на себя.

Выступление Владислава Кочеткова предварил новостной сюжет, снятый в Калуге. В нем рассказывалось, как социальный работник с низкой зарплатой сделала попытку вложить свои деньги через мошенническую брокерскую контору и результате лишилась квартиры. В видеообращении женщина рассказывает, что подписывала финансовые документы, не понимая, что это за бумаги. В результате она сама вручила свою квартиру мошенникам и осталась на улице.

«Брокер сегодня – это компания, которая дает инвестиционные идеи, кредитные продукты, готовые стратегии. Мы сильно продвинулись в защите прав потребителей. Сегодня мы просчитывает все риски для клиента. Мониторим, по каким сценариям они возникают, как их можно нивелировать или минимизировать. Как результат – у нас стало намного меньше агрессивных стратегий и больше консервативных. Надо признать, что это снижает рентабельность бизнеса, но с другой стороны, мы получаем больше клиентов, которые готовы с нами работать.

Надо отметить, что в последние годы интерес к фондовым рынкам стал заметно больше, чем к депозитным вкладам, которые не приносят большой прибыли. На будущий год банки - коллеги по рынку, ожидают миллион клиентов на рынке ценных бумаг, думаю, наш показатель будет не меньше, по преимуществу за счет консервативных понятных стратегий.

Привлекательными такие программы станут еще и за счет компенсации налогового вычета, которые могут получить наши клиенты. Задача брокера – чтобы клиенты не чувствовали себя обманутыми и получили ожидаемый продукт и сервис. Как раз то, что мы создаем в последнее время – максимально понятный, прозрачный и надежный продукт, который заинтересует клиента и позволит ему чувствовать себя в безопасности», — сказал президент Группы компаний «ФИНАМ» Владислав Кочетков.

О своих успехах и неудачах в работе с финансовой грамотностью рассказывали и калужский омбудсмен Юрий Зельников, и представители УМВД, законодательного собрания, общественных движений и организаций. Финансовой грамотности в нашем регионе сильно не хватает — сделали вывод участники круглого стола, и договорились включиться в работу по созданию региональной программы повышения финансовой грамотности с привлечением к ее созданию как органов государственной власти, так и общественных организаций, представителей бизнеса.