«Это всего лишь изображение». Выставка Рене Магритта открылась в Калуге

icon 22/12/2017
icon 22:25
«Это всего лишь изображение». Выставка Рене Магритта открылась в Калуге

Автор:

Выставка одного из классиков сюрреализма Рене Магритта открылась в Калужском музее изобразительных искусств 22 декабря.

Экспозиция получила название «Вероломство образов». Картины, а точнее их литографии, предоставил калужскому музею петербургский арт-центр «Перинные ряды». Сотрудники этого центра отбирали работы Рене Магритта в течение четырех лет. Литографии художника хранились у частных владельцев во Франции, Бельгии и Скандинавии. Из них сформировали коллекцию, которая включает 50 его наиболее известных работ.

Особенность выставки в том, что она представляет творчество художника, произведений которого в России нет.

Магритт – один из классиков сюрреализма 20 века. В отличие от других, он более поэтичен. Сюрреалисты большое внимание уделяли теории Фрейда и считали, что подсознание дает возможность по-другому интерпретировать реальность. Магритт скептически относился к методу Фрейда. «Искусство не подвластно психоанализу. Это всегда тайна», - говорил он. В своем творчестве он стремился раскрыть эту тайну.

«Вероломство образов» на картинах Магритта в сопоставлении правдоподобных предметов, рождающем парадокс.

Например, его знаменитая картина «Сын человеческий» является автопортретом. В центре картины обычный буржуа, но вместо лица у него яблоко. Это символ искушения, райский плод, который, как в библейские времена, постоянно находится перед лицом современного человека. В то же время яблоко – это маска, закрывающая лицо и внутренний мир изображенного, оставляя видимой лишь усредненную оболочку.

Название работ художника никогда не соответствует изображенному. В этом тоже вероломство образа. Художник не навязывает зрителю свое мышление, а дает ему возможность углубиться в произведение и найти в нем свои смыслы и понимания. «Лучший заголовок картины – поэтический, - считал мастер. – Название ничему не должно учить, оно должно удивлять и завораживать».

«Вероломство образов» (это не трубка)

 «Пресловутая трубка?..Сколько упреков я выслушал из-за нее!..А впрочем…Вы можете набить ее табаком? То-то! Это всего лишь изображение. Если бы я написал под картиной «Это трубка», я бы солгал».

«Голконда» - древний полулегендарный индийский город, славившийся роскошью и процветанием: по соседству с ним располагались богатые алмазные копи.

Персонажи одноименной работы Магритта – современные состоятельные буржуа, почти лишенные индивидуальности. Они то ли спускаются с небес на землю, то ли – а прямом и переносном смысле – теряют свой вес.

Долгий творческий путь Рене Магритта завершился «Пустой страницей». По воспинаниям его жены Жоржетты, эта работа стала последним полотном, написанным незадолго до смерти художника в августе 1967 г.

Когда картина была почти закончена, мастер попросил приглашенного в дом журналиста рассказать  том, что он видит.

Посетитель описал ночное небо и полумесяц, скрытый за кроной дерева. Магритт взял в руки кисть и несколькими мазками дополнил работу. Полная луна оказалась сияющей поверх листвы.