Часть седьмая. Сделка. Как вас будут пытаться обмануть и как не обмануться

icon 02/04/2018
icon 08:29
Часть седьмая. Сделка. Как вас будут пытаться обмануть и как не обмануться

Автор:

Пара моих друзей сказали, что я поторопилась. Но на самом деле квартиру я выбирала почти полтора года. А в этом году, примерно с января ездила по разным адресам и лично удостоверялась, что народ в нашем городе беден и жаден (ремонты и мебель на вторичке очень уж скудные), жилфонд в центре безобразный, а ценник везде конский.

К середине марта я остановилась на двух квартирах – обе на Правом, обе на вторых этажах, обе за 2,2 млн.

Выборы-выборы

Одна – в самом центре, напротив «Атмосферы». Однушка, 40 квадратов, окнами на самую на дорогу, в свечке в 12 этажей, сданной в начале нулевых. Ремонт, судя по всему, делался тогда же: со стен рулонами свисали подранные старые обои. Мне нравилась планировка – есть место под отдельную гардеробную, неплохо сделанный санузел, 16 квадратов комната, 10 – кухня. Мне не нравилось, что ремонт там делать во всех комнатах, кроме ванной, что на кухне менять даже полы, что хозяева не оставляют даже кухонный гарнитур. Мне не нравилось также, что хозяйка на голубом глазу убеждала меня, что коммуналка там стоит не больше двух - двух с половиной тысяч, и это зимой. Нельзя так сильно врать. Что там скрывается, за так сильно заниженной цифрой?

Вторая – в одном из домов на новом «кольце» на Правобережном проспекте (это Шопинская дорога так называется, не пугайтесь). Мне нравилось, что там на три квадрата больше, что ремонт сделан примерно таким, какой я бы сделала сама (светлая краска, одна из стен и в комнате, и в кухне – активная, пастельные тона, яркая ванная то ли в марокканском, то ли в испанском стиле). Мне нравилось, что дом и ремонт свежие, что комната – почти 19 метров, а кухня – почти 12. Да, совсем мало места на прихожую – зато уже устроенная, с полками и штангами, отдельная гардеробная.

Мне не нравились полы – слишком активная геометричная плитка на кухне и дорогой, но все же линолеум, в комнате. Мне не нравилось, что в квартире есть мелкие недоделки: розетки надо закрывать пластмассками, устанавливать смеситель в ванной у раковины (раковину только-только привезли), не проведен свет в гардеробной, нет полотенцесушителя, не работает домофон.

Обе квартиры я смотрела дважды. Уже знала, что выбирать буду из них. В обе во второй раз возила папу – чтобы посмотрел масштабы ремонтных трагедий и посоветовал на что будет меньше затрат и больше пользы. Узнав, что в первой квартире, так же, как и во второй, не будет мебели и техники, да еще и придется полностью переделывать ремонт, он посоветовал останавливаться на второй.

На осмотре продавцы поклялись розетки и смеситель поставить, дверные косяки доделать, стену, покоцанную коробками во время ремонта, краской освежить. На том и порешили. Риелтор М. предложила со сделкой не тянуть, и уже на следующий день я должна была отправиться на предварительную сделку, на которой следовало отдать залог и договориться о сроках.

Такое впечатление, что меня кидают

Продавцы мои начали исполнять уже вечером того же дня. Попросили в залог 100 тысяч. Для справки: стандартный залог – это сумма от 20 до 50 тысяч. Ее отдают, подтверждая серьезность намерений. Если в ходе переговоров вас что-то не устроит и от покупки вы откажетесь, сумма не возвращается. Сотня для залога - многовато. Я насторожилась, пошла жаловаться другу, который ласковой тенью на протяжении всех квартирных мероприятий стоял у меня за спиной и здорово помогал. Но он сказал, что – нормально. Ну сотня. Зато квартира твоя. Раз нравится – бери.

На сделку продавцы пришли семейной парой. Ругались с риелтором, пытаясь не платить свою часть гонорара, были крайне возбуждены. Во время переговоров и менеджер, который должен был вести сделку, и риелтор М. удалились. Парочка присела на меня и ультимативно заявила: ремонт мы доделывать не будем. В квартире и так остается старая стиральная машинка, а это, знаете, серьезный бонус. Я со страху промолчала.

Не знаю, должны ли на таких переговорах рядом сидеть риелторы, но мне кажется, что да. Потому, что 50 тысяч риелторского гонорара за то, чтобы показать мне квартиру в доме, который я сама указала – это многовато. Я думаю, что риелторы должны как-то защищать интересы. Я на предварительной сделке страшно терялась и помалкивала. Никогда в жизни не покупала квартиры.

Все документы подписала. Пыталась шутить. Думала, что договоры у них все стандартные.

Скандал

Вечером созвонилась с подругой, которая легко и счастливо купила квартиру месяц назад. Выяснилось, что перед сделкой риелторы обычно предоставляют целый пакет документов от продавца. В него входят:

-справки о том, сколько у квартиры собственников,

- сколько человек в ней прописаны,

- есть ли перепланировки,

- оплачены ли счета за коммуналку,

- нет ли в квартире детей-собственников,

- не владеет ли квартирой кто-то, кто отбывает срок либо находится на лечении, например, в психдиспансере,

- не претендует ли на нее супруг собственника,

- не связана ли она с материнским капиталом.

Я никаких документов не видела и очень этому огорчилась.

На следующий день позвонила моя прекрасная риелтор М. и сказала, что продавцы просят написать в документах заниженную цену. Отдать часть денег наличкой, а в договоре прописать меньшую сумму. Дело в том, что дом в прошлом году только сдался и квартира в собственности, понятно, меньше трех лет. А значит, продавцам придется выплатить налог с продажи. Если квартира по документам будет стоить меньше, то и налогов будет меньше.

И тут меня прорвало. Я сказала, что продавец как-то слишком много хочет, что сотня в залог – это дороговато, что я за 2,2 млн хочу все-таки видеть ремонт доделанным, и что подделка документов – это вообще уголовка. И, кстати, где документы от продавца, которые я еще не видела?

Развязка

То ли мой жесткий тон подействовал, то ли звезды в тот счастливый вечер сошлись в правильном порядке, только на следующий день риелторы вытащили к себе моих продавцов и заставили подписать документ, в котором они обязуются ремонт доделать. Правда, - кроме полотенцесушителя и домофона – о них мы во время последнего осмотра не разговаривали. Ну хоть так. Еще через день мне предоставили копии всех документов, а также пояснили, что в договоре с риелторами (о котором я думала, что он типовой) не написано, что они мне что-то там должны. Это я им много чего должна.

Вечером полезла в договор. И правда. Они, конечно, обязуются документы посмотреть – но показать их мне – нет. Они будут выступать посредниками в сделке, но снимают с себя ответственность за то, состоится ли сделка. Зато я в договоре обязуюсь оплачивать все, что велено, а случае, если мне покажется, что что-то не так, и я решу не платить вторую часть риелторского гонорара (гонорар разбит на 20 и 30 тысяч), то обязуюсь в таком случае выплатить штраф в двукратном размере первой части. То есть 40 тысяч.

Юридическая чистота

Поаплодировав мысленно юристам, которые составляли эту прекрасную бумагу, я отправилась с пачкой копий к тому самому другу, который велел отдать 100 тысяч и не заморачиваться. Бумаги смотрели его ребята, связанные с недвижимостью, потому, что доверия ни продавцам, ни к риелторам у меня уже не было. Эти же ребята нашли и подрядчика, который строил ту самую квартиру и был знаком с теми самыми продавцами. Много нового рассказали мне те ребята. Красной нитью через все повествование шла мысль о том, что меня по мелочи, непонятно зачем, совершенно бессмысленно, но продавцы постоянно обманывают.

В результате я затребовала у продавцов все страницы паспорта (по документам собственница была одна, в разводе с мужем, с которым ходила на все сделки, и у меня возникла мысль, что после развода и предоставления справки о разводе они могли пожениться еще раз и кидать глупых женщин вроде меня, объявляя после продажи, что супруг против и требует свою долю) и справку из психушки – если она окажется невменяемой, сделку могут признать недействительной.

Следующим потрясением стало то, что оценка, которую мне предлагали купить у продавца (он уже делал оценку), оказалась не на ту сумму. Потом мне несколько раз пытались втюхать новую оценку по разным ценам. Когда все утряслось, банк, выдающий ипотеку, одобрил мне все документы и спросил, на какое число назначать сделку, выяснилось, что квартира до сих пор не готова. Две недели мои друзья-продавцы не могли поставить пластмасски на розетки и смеситель на раковину. А к выходным и вовсе укатили в Подмосковье со словами о том, что только там могут купить декоративные откосы для дверных проемов.

Советы бывалого

Но хорошо то, что хорошо кончается. В начале этой недели у меня контрольный осмотр ремонта, в конце, надеюсь, – сделка. Но в качестве совета я все-таки порекомендую дорогому читателю:

  1. Быть жесткими с самого начала. Жадничать не хуже продавца, снижать цену – потому, что 2,5 миллиона за однушку без мебели в спальном районе Калуги – это варварство. Не стесняться лазить по всем ящичкам, включать все краники, проверять все окна, замки, розетки, домофон, дверные ручки.
  2. Ничего не подписывать без внимательного чтения. А лучше – отдать все бумаги юристу, пусть читает он.
  3. Все договоренности оформлять письменно и за подписью обеих сторон.
  4. Требовать документы на квартиру до того, как вы отдадите задаток.
  5. Осторожничать даже с самыми чудесными риелторами. Знаю случай, когда такой же неопытной дамочке, как я, сами риелторы с улыбкой втюхали квартиру с перепланировкой, а в договоре указали мелким шрифтом, якобы она с неузаконенной перепланировкой ознакомлена и претензий не имеет.

Остается только пожелать читателю учиться на моих ошибках и не попадать в дурацкие ситуации. Ну а если на неделе окажется, что с моей квартирой все-таки опять что-то не так – что ж, будем продолжать этот чудесный проект.

 В предыдущих сериях:

Дорогущий калужский жилфонд - однушки за 3-4 млн.

Грязь и хлам за миллионы: состояние квартир для продажи

Жилфонд на Правом