На днях Путин открыл Крымский мост – одну из самых протяженных в Европе магистралей. Мост пока функционирует не в полную силу: с 16 мая по нему поехал только легковой автотранспорт и общественный. Для грузовиков мост откроют с октября этого года.

Большая дорожная стройка ведется и в Калуге

«Строительство Южного обхода находится на особом контроле Правительства области. Общая протяженность данного участка составит свыше 21 километра, длина третьего моста через Оку – около 650 метров. Дорога соединит уже имеющиеся вокруг города магистрали в единое транспортное кольцо. В результате значительно улучшится дорожная инфраструктура областного центра, а также более семи миллионов тонн грузоперевозок будут выведены за пределы города. Ввод Южного обхода в эксплуатацию планируется в 2017 году», - писало ИА «Калужские новости» еще в декабре 2015 года. Тогда 2017-й казался таким далеким, что в планы правительства верилось. Однако сейчас идет 2018-й, и открытие первого кусочка обхода наконец-то запланировали на конец этой недели.

11 млрд + 2,7 млрд +...

Что не так с нашей дорожной стройкой? Да то же, что и с любой другой стройкой дорог в России. Например, о внезапной нехватке миллиардов во время строительства того же Крымского моста легенды ходили. Вот и наши, калужские дорожники постоянно испытывают финансовый голод.

Южный обход относится к важнейшими федеральным стройкам и финансируется из самого большого бюджета страны – федерального. Из него для начала было выделено 11 млрд, но закончить класть асфальт на 21 километре за эти сущие копейки не представлялось возможным. В марте 2017го, по словам начальника калужского  УЭБиПК (бывший УБЭП) Сергея Кротова, его отдел заинтересовался строительством Южного обхода. Но следователей интересовал разве что незаконно добытый песок, который фигурировал и в стройке этой дороги тоже.

В сентябре 2017-го мы писали о тендере на комплексный аудит дорогой стройки. Областной бюджет тогда выделил 4 млн на технический и ценовой аудит, призванные выяснить "где деньги, Зин", и сохранить новые вливания инвесторов. Но все зря.

«Правительство России приняло решение о выделении из федерального бюджета 2 млрд  271 тыс. рублей на завершение строительства Южного обхода в Калуге», - писало в апреле этого года ИА «Калужские новости» со ссылкой на слова губернатора, произнесенные им лично на заседании гордумы по вопросу назначения городского головы 27 апреля. После этого работа пошла с новой силой.

Попытка номер два

К середине мая этого года на объект отправился сам губернатор региона Анатолий Артамонов. Ему уже давно не нравится эта затянувшаяся история. Показывали главе транспортную развязку в районе Пучково, которая почти готова к эксплуатации. Именно этот фрагмент дороги откроют 19 мая. Чтобы сроки открытия хотя бы этой части не сорвали в очередной раз, губернатор потребовал привлечь все ресурсы для ведения работы круглые сутки.

Такое распоряжение глава региона отдал неспроста. Если отследить новостную ленту, посвященную этой стройке, можно заметить, как в далеком 2016-м году СМИ уже писали о завершении строительства: «Готовность мостовых сооружений составляет 95%. Если позволят погодные условия, дорожники готовы приступить к укладке асфальта с  использованием противоморозных добавок.

И снова:

Губернатор акцентировал внимание на необходимости скорейшего выполнения  подрядчиками своих обязательств по возведению Пучковской развязки», - писало ИА «Калужские новости» со ссылкой на областное правительство в ноябре 2016-го. И вот прошло полтора года и Пучковскую развязку опять почти доделали!

Сквозь жилую застройку!

Еще одна проблема Южного обхода, на которую обратили наше внимание читатели – расположение фрагментов полотна в непосредственной близости от жилой застройки. Речь идет о жителях Галкино, Каменки, Юрьевки и поселка «Нового», через которые этот обход планируют провести. По словам очевидцев, скоростная многополосная трасса пройдет менее, чем в 100 метрах от их домов. Некоторые из строений - дачные, другие – жилые, загородные дома. Напомним, что именно в этих местах еще совсем недавно правительство раздавало земли многодетным семьям.

За Южным обходом с удовольствием следят и неравнодушные жители. Например, Ярослав Хабаров, активный пользователь фейсбука, предлагает свою концепцию: 

«С одной стороны он нужен городу в среднесрочной перспективе, но с другой нужно очень внимательно подходить к выбору его места. Это должно быть эффективное пересечение городских дорог, для соединения маленьких поселков-сателлитов. Но - проведенное с уважением и вниманием к окружающей среде. Вырубить, например, сосновый лес ради четырёхполостной трассы не совсем разумно. А ещё есть нормативы удаления от жилых домов (и я имею ввиду в том числе и коттеджи и дачные участки). А ещё у нас хаотично нараздавали земли многодетным. 
Поэтому нужна подробная, серьёзная подготовительная работа, включающая независимую экологическую экспертизу и опрос местных жителей. Интересы всех должны быть учтены. То есть, если дорога все же будет проходить под окнами у граждан, они хотя бы должны получить компенсацию, например проведение газа в их поселки или ремонт местных дорог, которые некоторые водители могут захотеть использовать как объезды возможных заторов и пробок».

Еще ряд замечаний пришли от читателя по имени Сергей Кушлянский, у которого вблизи Южного обхода находится дача:

«Я уже долго наблюдаю за строительством путепровода над дорогой на мою дачу (Калашников хутор). Проблема в том, что в этом месте вода. Озеро, ручьи, бобры... Под дорогой вода была в трубе и куда-то там текла. Теперь все разворошили и практически каждую неделю предлагают новые технические решения. Причем складывается ощущение, что предлагает кто-то с непререкаемым авторитетом, ибо исполняют тут же, а эффективности ноль. Под мостом по-прежнему жижа. Весной была на полколеса. Потом плиты положили, потом кюветы сделали, сейчас щебня такого навалили - величиной с кулак. На мотике ездить реально страшно - найти бы этого злобного гения!»

Собственный источник ИА "Калужские новости" в органах комментирует ситуацию с Южным обходом так:

"Из-за неправильной организации работ по его строительству была разрушена дорога, соединяющая ул. 65 лет победы, Чижовку и Шопино. В прокуратуре сейчас находится несколько жалоб. Дорога разрушена из-за применения для доставки строительных материалов большегрузного транспорта без учёта несущей способности дорог, по которым производится их доставка. Ещё есть дамба на Вырке, которая тоже была подвергнута сильной перегрузке. Только благодаря активности местных жителей удалось заставить Миндор поменять маршрут большегрузного транспорта. Последствия ещё предстоит выявить".

Вероятнее всего, прокуратура будет искать чьи конкретно решения привели к ущербу. Источник также настаивает, что министр дорожного хозяйства региона Ольга Иванова в курсе проблем, но мало что предпринимает. 

На фото дорога в районе Шопино и Желыбино.

Наши читатели уже пробовали обращаться в миндор для разъяснения о том, что происходит с дорогой, например, в районе Шопино и Желыбино (см фото). На что министерство дает жителям честный ответ, в котором фактически признает свои промахи.

 

Ну а по личным наблюдениям корреспондентов ИА «Калужские новости», не раз проезжавших по другому отрезку будущего Южного обхода - в районе соединения с трассой Калуга-Медынь, работы там еще хватает. Безобразный, находящийся в состоянии ремонта уже не первый год кусок трассы у поворота на Силикатный остается обесточенным, на него не наносится дорожная разметка, а кусок того самого Южного обхода выступает до середины магистрали, создавая внушительный порог на дорожном полотне. В дождь и туман дорога становится особенно опасной.

И когда финал этой неподъемной стройки, кажется, перестали прогнозировать даже сами чиновники. А калужанам остается только ждать.

 

Александра Петрухина