logo
Калужские новости

Реформа общественного транспорта в Калуге: передел финансового рынка или борьба за качество?

icon 28/06/2023
icon 20:00

© Фото: openverse.org

Фото: openverse.org

Неделю назад одно из калужских СМИ опубликовало информацию о том, что в городской управе Калуги до 2026 года планируют провести оптимизацию транспортной сети города. Мы попытались разобраться, насколько оправдана очередная оптимизация, как это скажется на атмосфере в среде предпринимателей и заплатят ли за это простые калужане. Отметим и резкую перемену курса городских властей - от создания конкуренции УКТ в виде частных перевозчиков до намерения монополизировать рынок городского общественного транспорта.

Данную тему мы решили сначала обсудить с президентом торгово-промышленной палаты Калужской области Виолеттой Комиссаровой в части экономической целесообразности таких преобразований.

"Все будет зависеть от количества транспорта, от того, как учитывается развитие расширения города. Сейчас существуют проблемы и проблемные точки, проблемные микрорайоны, куда общественный транспорт либо не ходит, либо ходит со сбоями в расписании.

Периодически городские власти оправдываются и дают пояснения, что там не хватает транспорта, либо он находится на ремонте, либо заявляется о других проблемах",

- отметила Виолетта Комиссарова.

"Было бы интересно, если бы городская управа провела презентацию вот этого решения с приглашением экспертов из отрасли планирования городского передвижения, с привлечением представителей общественного транспорта и общественности. Хватит ли на это дело денег в бюджете.

Но сначала городу нужно ответить на ряд вопросов.

Первое: какие проблемные точки в сфере общественного транспорта есть в Калуге? Как сейчас решаются эти проблемы проблемы и как они будут решаться до 2026 года? Ведь людям сейчас нужен доступный транспорт.

Второе: за счёт чего это будет реализовано, какие средства будут для этого привлечены и не получится ли таким образом, что за все потом заплатит конечный потребитель? Человек, который будет пользоваться общественным транспортом. Не окажется ли так, что возникнет необходимость повысить стоимость проезда? Как формируется бюджет с учётом таких планов?

Третье: хотелось бы понимать, как изменится город к 2026 году, как изменится карта маршрутов, сколько транспорта добавится. Сейчас мы решаем наши текущие проблемы, на будущее формируем вот такой-то план.

Четвёртое - вопрос участниками. У меня, как у человека, который всегда работает либо в бизнесе, либо с бизнесом, вопрос всегда такой: монополия ещё нигде не была прекрасна, по крайней мере вот то, что мы видим, не всегда является решением проблемы, которая устраивает всех. Достаточно ли будет этих планов для решения проблемы доступности общественного транспорта в Калуге?"

- предложила Виолетта Ивановна.

Сложно не согласиться с данными тезисами. Может, городским властям следовало бы обраться к опыту других городов? "А как у них?" Что происходит в том же Кисловодске, который стал объектом восхищения калужского сенатора и экс-губернатора региона Анатолия Артамонова?

Городской голова Калуги Дмитрий Денисов на пресс-конференции 31 мая обмолвился, что проезд в общественном транспорте таки подорожает. Однако связано это с тем, что город взял в кредиты новые автобусы, поэтому затраты нужно частично компенсировать из карманов калужан.

"У меня вопрос - почему конкретно они убирают частников? Иногда звучит довод о том, что у частников плохой транспорт, который не соответствует нормам. Почему не навести порядок тогда с этим, почему не ужесточить правила, не согласовать эти правила, не начать их внедрять уже сейчас, проверяя и контролируя навести порядок с тем, что уже есть? А если это борьба за финансы, за бюджет, соответственно, то у этих отнять, этим передать",

- задаёт резонные вопросы президент калужской ТПП.

Тут стоит вспомнить о том, что долгое время город был наводнён частниками, которые бойко конкурировали с Управлением калужского троллейбуса. При этом УКТ является убыточным предприятием. Однако все эти годы городские чиновники никак не были заинтересованы в развитии троллейбусного и муниципального автобусного парка, а теперь решили исправить это недоразумение? Или тут действительно имеет место быть передел финансового рынка?

"Если вы заметили, то последнее время это в целом государственная политика. Очень часто происходит "огосударствление" её отраслей. Есть некоторые, связанные с обороноспособностью, с безопасностью, тут без вопросов. Наверное, в этой ситуации, в которой мы находимся, это правильно",

- говорит Виолетта Ивановна.

Однако сфера общественного транспорта, казалось бы, вполне может функционировать самостоятельно, с адекватным контролем со стороны государства. Но, видимо, городские власти поняли, что финансовые потоки "проезжают на маршрутках" частников мимо регионального бюджета. И хорошо, если их стремление подчинить общественный транспорт обусловлено именно заботой о наполняемости городской казны.

Не стоит отрицать, что было бы лучше убрать с улиц Калуги многочисленные маршрутки и заменить их меньшим количеством автобусов, которые имеют большую вместимость. Да и работают на экологически чистом топливе. К тому же, многострадальное УКТ сможет увеличить прибыль. Однако пока не известно, смогут ли власти реализовать эту идею в таком "утопичном" виде, либо сбудется тезис Виолетты Комиссаровой о том, что монополия ещё нигде не проявляла себя с лучшей стороны?

Отсюда возникает другой вопрос - что предложат чиновники взамен?

"Я слышу много отзывов о том, что иногда частные, например, маршрутные такси и микроавтобусы очень удобные и современные. Вот те кто их купил - они вложились в это. Они наверняка брали кредиты, наверняка брали лизинг. Определённая часть людей будет выкинута из бизнеса. Как собираются они с этими людьми разговаривать? Я сейчас не говорю о конечных бенефициарах, они, может, и договорятся.

Я говорю о конкретных людях, которые оформили предпринимательский статус, платят налоги, купили новые автомобили и, соответственно, у них даже, может быть, и кредиты и лизинг на несколько лет. 

Хотелось бы услышать от города - они же, конечно, умные люди, наверное, аналитику проводили, сколько таких предпринимателей? Cколько из них потеряет бизнес? Cколько и какие потери понесут эти люди? Хотелось бы получить ответы на все эти вопросы с цифрами, с предложениями. А то ведь, знаете, это похоже на историю: давайте снесём все палатки, нестационарные объекты, а оставим только крупные сети. Вот эти ярмарки, которые городские, и все будут довольны.

Всегда интересует вопрос - для чего это делается? Какие будут последствия, прежде всего для людей, которые здесь живут? Не только потребители, которые ездят на этом транспорте, но ещё и бизнес",

- заявила Комиссарова.

Ясно, что пока вопросов в этой ситуации больше, чем ответов. Может быть, городские власти прояснят ситуацию и представят развёрнутый проект. Ведь тема общественного транспорта касается большого числа калужан, а увеличение платы за проезд, к которому нас уже потихоньку готовят чиновники, может больно ударить по карманам жителей города.