logo
Калужские новости

Калужский автокластер и кадровый вопрос: интервью с президентом Калужской ТПП. Часть 1

Президент Калужской ТПП подвела итоги 2023 года

icon 29/12/2023
icon 15:00

© Freepik Company

Freepik Company

Конец года - время подведения итогов. Мы пообщались с президентом Калужской торгово-промышленной палаты Виолеттой Комиссаровой об основных экономических итогах 2023 года в Калужской области. В центре внимания, конечно, наш автокластер.

Как пережили этот год наши автомобильные заводы и реален ли их перезапуск?

Безусловно, еще некоторое время нам придется наблюдать за процессами, которые будут развиваться на предприятиях нашего автопрома, чтобы иметь возможность делать выводы о стратегии  развития отрасли у нас в регионе и результатах, к которым мы придем.  Уже тот факт, что есть компании, которые начали производственные процессы на автозаводах, не может не обнадеживать. В данном случае мы  опять стоим в начале этого пути, но уже с новыми партнерами, в совершенно иных условиях.

Вероятно, именно поэтому пока рано говорить и сравнивать эффекты периода реализации «прошлых» инвестиционных проектов» на калужской земле, и эффекты, которые следуют по результатам усилий, которые предпринимает экономический блок в регионе.

А какова ситуация с кадрами на этих производствах?

Кадры - это проблема, которая не теряет актуальности, сужу по своей трудовой деятельности, тема актуальная более 15 лет. Разная острота проблемы, периоды высокой безработицы, периоды поиска и обучения  персонала, в соответствие с требованиями времени и работодателя, низкая безработица, периоды простоев и «скрытых» подработок, избыточность персонала при снижении производственной активности крупными производствами , соотнесение запросов работодателей и работников в изменившихся экономических условиях – в разные периоды времени, менялась приоритетность задач, но тема кадров – всегда актуальна. Варианты решений тоже разные, в регионе уже есть такой опыт.

На данный момент актуален вопрос с работниками предприятий нашего кластера. Как мы видим сейчас, по информации из открытых источников, при организации деятельности производства такого количества сотрудников не понадобится. Косвенным подтверждением этого являются новости об увольнениях сотрудников бывшего завода Volkswagen, теперь это завод АГР. Напомню, что Volkswagen был одним из центральных предприятий  автомобильного кластера. Кстати, по результатам мониторинга наших иных производственных компаний , у нас есть информация, что те из них, кто активно развивается в настоящее время проводят активные интервью с сотрудниками, которые заинтересованы в поиске предложений по работе. Безусловно, здесь будут играть важное значение, условия, которые предлагают местные компании, и насколько они соответствуют ожиданиям бывших сотрудников ряда иностранных предприятий, и соответствовать ожиданиям специалистов. Есть еще ряд проектов, которые предлагает «АГР» в части консалтинговых услуг, с учетом опыта корпоративной производственной культуры , наработанного опыта и позитивных кейсов для решения задач: «Навыки и система бережливого производства», «Возможности реализации на предприятиях вопросов обслуживания, ремонта и модернизации технологического оборудования», таким образом «АГР» выстраивает модель «промышленного инжиниринга» на рынке, в целях сохранения специалистов и развития кооперационных связей с действующими производствами. О чем свидетельствуют озвученные представителями компании и представленные в рамках 2-х кооперационных форумов, которые прошли в конце 2023 года. 

Чтобы оценить результаты всех этих усилий, и  понять, какой будет результат, нужно проанализировать ряд документов, в которых будет представлена стратегия, которой будет придерживаться компания на рынке, потенциальные объемы продаж, реальный спрос и безусловно, важно понимать, что есть ряд условий по вопросам «локализации», для подтверждения статуса российского производителя (Постановление 719), если подтвердится такой вариант, то станет доступным для компании участие в тендерных процедурах в рамках госзакупок.

Сейчас мы можем наблюдать, содействовать усилиям компании в рамках своих компетенции.

Чего ждать от перезапуска нашего автопроизводства?

Каждое из автомобильных предприятий, возобновляющих производство имеет уже сегодня ряд конкурентных преимуществ, которые, мы надеемся при разумном применении даст эффекты:

 - свои каналы сбыта и сети дилерских центров, где можно вести коммерческую деятельность, и следовательно, уже есть устойчивые каналы сбыта произведенной продукции;

 - профессиональные команды российских управленцев. За плечами которых есть многолетний опыт работы на российском рынке и взаимодействие с GR;

 - надеемся на перезаключение СПИКов (специальных инвестиционных контрактов) и поддержку федеральных органов власти, в частности Минпромторга РФ, в целях поддержки отрасли и производителей, которые возобновляют деятельность на территории нашего региона;

 - особо хочу отметить (к сожалению, не могу озвучить название компании), но могу сказать, что ряд из этих компаний сохранили в рабочем состоянии все производственное оборудование, и более того степень готовности – наивысшая, т.е. завози, и делай. Одна из компаний прошла двухуровневую проверку и получила самые высокие оценки по экспертизе готовности. Думаю, в ближайшее время мы услышим конкретные наименования авто, и озвученную производственную программу с оценкой потенциала рынка, которую они планируют занять.

Сегодня, предприятия и официальные лица озвучивают объемы работ, именно исходя из времени запуска (конец года), под конкретные заказы, по которым уже сформирована программа поставок. Может быть, их программа уже сформирована не только на первую партию машин. Как только они начнут двигаться дальше, в том числе  на экспорт, мы об этом узнаем.

Иного сказать сейчас сложно, многие решения формируются именно с учетом высокой степени неопределенности на рынках, во внешней среде. 2024 год будет наиболее показательным.

Завод Volvo – там вообще идёт речь о российских грузовиках Урал Next.  Владельцем является ГК «Промышленные инвестиции», которая теперь владеет мощностями бывшего завода Volvo, уже достаточно давно занимается подобным производством. У них есть система выхода на рынок. Дело за увеличением объёмов производства, производственная площадка для таких авто

Важно понимать и наблюдать, как будет строиться ценовая политика этих компаний в 2024 году. Произвести – это одно, важно реализовать финансовую модель, по которой они станут доступны покупателю на рынке, в условиях следующих периодов, начиная с 2024 года. И обязательно, обеспечить сервисное сопровождение использования, которые бы стали стимулирующими для закупок  для использования в бизнесе, или для активизации покупок для частного использования.

Какое предприятие, помимо автопроизводства, можно выделить? 

С точки зрения поставок на экспорт, пожалуй, одним из наиболее  влиятельных в части объемов поставок, в нашей области является  предприятие  Samsung. К сожалению, более года предприятие находится в простое. Но опять же сохраняет высокую степень готовности при решении о запуске. Управленческая команда сумела сохранить «жизнь» на предприятии и не «растерять» персонал . Что стоит отметить: высокий статус «социальных программ» для сотрудников, организация и проведение ремонтных работ, модернизации ряда производственных участков и ряд иных мероприятий в части проведения переговорных процессов  с рядом заинтересованных в сотрудничестве партнеров. Ждем результатов, в начале 2024 года.