logo
Калужские новости

Инвестиции, автокластер и основы калужской экономики: Владислав Шапша дал большое интервью

Владислав Шапша: Нам удалось переориентироваться на Восток

icon 28/03/2024
icon 09:30
Главная новость
"Бизнес-журнал, Центр"

В большом интервью изданию «Бизнес-журнал. Центр» губернатор Владислав Шапша рассказал об экономической стратегии региона, инвестиционном потенциале и вызовах, с которыми сталкивается Калужская область.

- Владислав Валерьевич, в начале интервью хотелось бы так или иначе углубиться в недавнюю историю. Субъекты РФ равнялись на Калужскую область в инвестиционном плане, и одномоментно все меняется. Как регион отвечал и вот уже 2 года отвечает на вызовы? 

- Калужская область была и остаётся в России лидером по привлечению инвестиций, по работе с инвесторами. За семнадцатилетний период привлечено 1,5 трлн рублей инвестиций, запущено больше сотни крупных иностранных предприятий. Это очень серьезные цифры. 

С началом специальной военной операции санкции обернулись большой неопределённостью: что будет с заводами, промышленными предприятиями, с экономикой в целом? И это касалось не только автокластера, где присутствуют иностранные инвесторы. У нас активно развиваются фармацевтика, электроника, сельское хозяйство, деревопереработка, бумажное производство и другие отрасли. 

Нам пришлось достаточно много провести переговоров для того, чтобы определиться с судьбой этих предприятий и найти решения. Не секрет, некоторые из них поменяли собственников. Тот же производитель шин Continental перешел в холдинг S8. И таких примеров достаточно. 

- Прежде, чем перейти к автомобильному кластеру, хочется понять, как сами иностранные инвесторы отнеслись к своему, зачастую, вынужденному уходу?

- Никто не хотел уходить. И большинство из них остались. Ушли только те, кому не оставили никакого выхода их правительства. Компании, локализованные в Калужской области, с выстроенными внутренними цепочками, они достаточно независимо себя чувствуют и спокойно работают. По понятным причинам, я их не называю, чтобы не подвергать лишним рискам. Но скажу — мы им помогаем работать, решаем многие вопросы. Это и вопросы инвестиций, которые требуют индивидуального подхода, и вопросы прибыли, дивидендной, налоговой политики. Компании это ценят. 

Вы видите, ни один инвестор не бросил предприятие в Калужской области. Даже с нашими «автомобилистами» мы очень долго, год фактически, работали, чтобы они остались. Когда стало понятно, что ничего у них не получается, мы вместе с ними же нашли партнёров.

- Когда остановились все автомобильные заводы, было ли ощущение, что любое движение властей в ту или иную сторону может привести к непоправимым последствиям? Автокластер для региона традиционно — это все-таки очень большая часть экономики.

- Да, это действительно серьёзная часть региональной экономики. У нас в лучшие времена до 30% объёма промышленного производства обеспечивались автомобильным кластером. Это 30 предприятий, а не три гранда — бывшие заводы Volkswagen, Volvo и Citroën. Это еще десятки смежных предприятий, обеспечивающих производство комплектующих. Они выстраивались под автомобильное производство, но развивались по-разному. Кто-то ещё в докризисные времена достаточно широко интегрировался и с другими потребителями этой продукции, в частности, с отечественными автогигантами «ГАЗом» или«АвтоВАЗом», а кто-то был «заточен» только под иностранных крупных производителей. 

Вторым, конечно, пришлось сложнее. По итогу ситуация 50 на 50 – половина из них продолжила работу, мы помогли им адаптироваться к новой ситуации. Я не раз вел переговоры с директором «АвтоВАЗа», благодаря их заказам у смежников кратно вырос объём производимой продукции, некоторые работают даже с перегрузом. 

Параллельно вели работу по перезапуску ядра автокластера. В конце 2023 года заработали два предприятия. Бывший завод Volvo теперь производит отечественные крупнотоннажные грузовики Kaluga Next машиностроительного предприятия «АМО». План на этот год – не меньше 2 тыс. машин. И мы в поиске партнеров, сотрудничество с которым позволит ещё больше увеличить объём производства. В планах выйти на максимальную мощность в 15 тыс. грузовиков. Дальнейшее увеличение производства потребует строительства уже новых корпусов. А на площадке ПСМА компания «Автомобильные технологии» запустила производство кроссоверов. 

Очень непростым был поиск партнёров на завод Volkswagen. Сам завод огромный, но он по силам новому владельцу — компании с резервной мощностью производства 500 тыс. автомобилей. Из них половина – это Калужская область. Вот на эти цифры мы настроены, эту задачу сможет выполнить калужское предприятие. Детали станут известны позже. 

То, что есть сегодня — хорошие специалисты и оборудование — все стабильно работает, а не простаивает и не разобрано, как иногда пытаются представить. Это очень важно. Производство новых моделей автомобилей — процесс не быстрый, с момента принятия решения любому заводу нужно в среднем 12 месяцев. 

 

- В конце декабря при вашем участии была запущена сборка автомобилей на заводе ПСМА в Калуге, межведомственная комиссия единогласно утвердила новые условия СПИК. Условия контракта в нынешних реалиях как-то изменились? 

- Это те же условия — локализация, наша поддержка, в том числе налоговая и, конечно, утильсбор. СПИК — главный инструмент, который позволяет сделать производство автомобилей выгоднее, чем их доставка из-за границы, в этом смысл. 

- Калужская область самостоятельно борется за сохранение своего автокластера? Насколько федеральное правительство включено в этот очень сложный процесс?

- Мы в тесной связке с Минпромторгом. Представители министерства не раз приезжали на предприятия для того, чтобы увидеть все своими глазами. И были, кстати, удивлены, насколько нам удалось продвинуться в решении многих вопросов. 

- Если в общем оценить финансово-экономические показатели автомобильной отрасли, то после введения санкций она в регионе сильно просела?

- Не просела, она обнулилась. Мы производили ежегодно 100-200 тыс. автомобилей, а потом ноль в течение года. Конечно, это серьёзная экономическая просадка. На начало прошлого года у нас дефицит бюджета составлял больше восьми миллиардов рублей. Но Калужская область – это не только автомобильный кластер, это серьёзная работа разных отраслей. 

У нас есть серьезные заделы в секторе овощеводства. В планах построить мегаферму в Сухиничском районе, аналогичную крупнейшему предприятию в ЦФО по круглогодичному выращиванию овощей. Соглашение было подписано в прошлом году на полях Петербургского экономического форума. Или взять такую красивую отрасль как цветоводство – 25% всех тепличных цветов в стране выращивает калужский регион. И таких примеров в Калужской области очень много. 

- А что сегодня составляет основу экономики Калужской области? 

- У нас серьёзные налогоплательщики – компании пищевой промышленности. Если их агрегировать, получатся первые строчки наших доходов. Серьёзные средства в бюджет приносит металлообработка, производство компьютеров. В Калужской области есть достаточно успешный производитель компьютерной техники, к которому проявил интерес «Росатом», и мы рассчитываем на новые инвестиции, на увеличение роста производства в этом секторе. У нас хорошо развивается фарма. Особая экономическая зона «Калуга» является лучшей в стране - мы вместе с «Алабугой» делим первое место. Казалось бы, два кризисных года, вокруг нас санкции, всем достаточно непросто, а в ОЭЗ ППТ «Калуга» разместились 16 новых предприятий. 

В фармацевтической промышленности продолжают работать много иностранных инвесторов. Мы обратились к правительству РФ и недавно было подписано постановление о создании под фарму третьей площадки в ОЭЗ «Калуга» в Бабынинском районе. Это 100 с лишним га. Первые предприятия начнут строиться уже этим летом. Проект рассчитан на 10 лет, общий объём инвестиций – не менее 17 млрд рублей. 

- Вы упомянули об интересе к заводу компьютеров со стороны «Росатома». Ожидается некое стратегическое партнерство?

- У нас очень давние и конструктивные отношения с «Росатомом», сейчас они расширяются, шагнув за пределы производства и научной сферы, распространившись в том числе на коммунальную сферу. В рамках концессию порядка 7 млрд рублей в ближайшее время будет вложено в развитие этой инфраструктуры в Обнинске. 

- Что касается научного кластера в Обнинске, очевидно, он будет решать задачи не только конкретной территории, его цели шире?

- «ОбнинскТех», вы правильно отметили, сосредоточен на производстве наукоёмкой продукции. Мы вместе с руководителем «Росатома», ректором Московского инженерно-физического института обратились к президенту с предложением создания такого образовательного кластера у нас в Обнинске. Там для этого есть все предпосылки, начиная от первой в мире атомной электростанции, семидесятилетний юбилей которой будем отмечать в этом городу, заканчивая серьезными научными школами. 

Интересный момент: когда наш президент Владимир Владимирович Путин запускал станцию «Аккую», рядом с ним стояли будущие эксплуатанты станции — молодые ребята, они за неделю до этого выпустились из учебных заведений Обнинска. Все это позволяет подступиться к решению такой важной стратегической задачи как подготовка кадров технической элиты не только России, но и мира. Такая мягкая сила. Не зря в Советском Союзе очень активно было развито образование для иностранных студентов, которые по возвращении к себе на родину становились амбассадорами, проводниками идей нашей инженерной школы. 

 - А что касается строительства крупнейшего в Европе завода по производству радиофармпрепаратов, на какой сейчас стадии этот проект? Изначально датой запуска назывался 2025 год. 

- Проект реализуется даже с некоторым опережением сроков. По нему, кстати, тоже подписан специальный контракт. Коробка практически возведена, оборудование закупается, все будет сделано в срок. В 2025 году мы получим первую продукцию. 

Это важнейшие решения в сфере национального здравоохранения. Есть ряд заболеваний, которые очень трудно диагностировать и лечить без наличия радиофармпрепаратов. Наши научные школы позволили как раз разработать новые методики, новые препараты и системы доставки их до внутренних органов. Речь не только об онкологии. Сейчас многие заболевания сердечно-сосудистой системы, нервной системы – бич нашего времени. Благодаря «Росатому», Федеральному медико-биологическому агентству, Министерству здравоохранения Российской Федерации, кардиологическому научному центру этот проект реализуется. Будет работать 21 линия, которая рассчитана на производство тех препаратов, которые уже разработаны и которые будут разрабатываться в наших научных институтах и клиниках, чтобы на 100% закрыть потребности Российской Федерации.

- На ПМЭФ была поставлена задача создания производства беспилотных летательных систем, научно-производственного центра и выхода на серийное производство. Времени прошло немного, но что-то уже получилось?

- Да, мы впервые озвучили наши планы по созданию научно-производственной площадки на территории Калужской области именно на Петербургском форуме, и у нас есть для этого как минимум три основания. Это хорошая научно-производственная база, серьёзные компетенции в разработке этих систем. Есть уникальная возможность тестировать аппараты в воздушном пространстве в специально определенных локациях. И у нас есть кадры, чтобы развивать отрасль. Первый в стране Технопарк рабочих специальностей уже сейчас готовит специалистов по восьми направлениям. Кроме того, на площадке технопарка начинает выстраиваться диалог между теми, кто производит аппараты, и теми, кто потом их будет обслуживать. А наши компетенции в сфере испытаний и сертификаций — это как раз основа кластера, его ядро.

- Калужский аэропорт — тема для региона непростая. С одной стороны, понятно, если делать ставку на иностранных инвесторов, региональная авиация нужна. Но, с другой стороны, аэропорт датируемый. Ваш взгляд на вопрос? 

- Для наших инвесторов наличие аэропорта - это важно. Региональная авиация решает разные, но принципиальные вопросы. Например, для поддержания и развития тесных отношений с Татарстаном у нас есть рейс в Казань. Планируем открыть рейс в Челябинск. Это удобно и для инвесторов, и для работников, которые трудятся на калужских заводах. 500 тысяч пассажиров обеспечивают безубыточность работы аэропорта. Мы не снижаем объёмы пассажироперевозок и рассчитываем, что в течение нескольких лет выйдем на точку безубыточности. 

- Калужская область шесть лет входит в число регионов с наиболее высокими темпами роста жилищного строительства – 5,3 млн кв. м с 2018 года. Сейчас, когда сворачивается часть льготных ипотечных программ, какими вы видите перспективы отрасли? 

- 1 млн 119 тыс. кв. метров жилья только за прошлый год построили в регионе. Это один из лучших показателей в стране в расчёте на одного жителя. Но это не «пустые» цифры – жилье ради жилья. Мы досрочно закончили очередной этап программы расселения из ветхого аварийного жилья, готовимся к следующему. Мы строим жилье для детей-сирот, для работников сельского хозяйства. Есть программа комплексного развития сельских территории, которая позволяет привлекать квалифицированных работников в отрасль. Как только башенные краны исчезают, начинается стагнация. Мы это прекрасно понимаем, поэтому будем продолжать развивать строительную отрасль,возможности такие есть: нужно только еще один цементный завод построить, я думаю, мы это сделаем. 

- Калужская область – в лидерах с точки зрения развития транспортной инфраструктуры. У вас недавно была встреча с вице-премьером Маратом Хуснуллиным. Как видится дальнейшее развитие М-3? 

- Марат Шакирзянович Хуснуллин с большим вниманием относится к вопросам развития дорожно-транспортной инфраструктуры в регионах. Мы ему за это благодарны. М-3 «Украина» – это важнейшая артерия и для нас, и для Москвы, и для Московской области. Вот это 60-километровое горлышко из Московской области в Калугу является сегодня самым узким моментом в нашей логистической цепочке. Реконструкция начинается уже в этом году. В течение 2 лет проект должен быть реализован. Вместе с компанией «Росавтодор» мы создали штаб, который как раз нацелен на то, чтобы в еженедельном режиме работать над строительством этого участка трассы. 

- Как видно из новостной повестки, Калужская область активно налаживает связи с дружественными странами. Какими?

- Самый крупный наш партнёр – Китай. Китайцы давно освоили возможности Калужской области. У нас хорошие отношения выстроились с Вьетнамом. Один из примеров – компании TH Group, строящие у нас фермы. Они, кстати, строят завод по переработке молока – крупнейший в Калужской области – на 700 тонн сутки. Интерес к производству и переработке молока на территории региона очень значимый. Сегодня мы уже вышли на 520 тыс. тонн производства молока в год, преодолев психологический рубеж в полмиллиона. Этого не было ни в советское время, ни в постсоветское. Наша амбиция – миллион тонн, и мы планомерно к этому идём. 

Турецкие компании прекрасно себя у нас чувствуют и строят заводы. Арабы – новые наши партнёры, у них серьезные планы по инвестированию в логистическую сферу. Словом, нам удалось переориентироваться на Восток, как часто говорят, не снижая темпов по привлечению инвестиций.

Беседовал Андрей Мазов, издатель БИЗНЕС-ЖУРНАЛА.