Кошмар наяву: как развивается калужское Правобережье
В калужском районе Правобережье появились серьёзные проблемы
© КН
Калуга – город маленький. Так было всегда, и можно сказать, что эта «маленькость» стала уже визитной карточкой, неким атрибутом калужского благоустройства. Можно дойти пешком или доехать на общественном транспорте в любую часть города без особых проблем. Но время не стоит на месте и сейчас компактная Калуга потихоньку обрастает микрорайонами. Самый крупный из них – Правобережье. И этот район претендует на звание самого неудобного.
С чего всё начиналось? Первая многоэтажка появилась в этом районе в 1982 году. Появилась известная большинству калужан улица Генерала Попова с незамысловатой застройкой. Инфраструктура создавалась параллельно с жильём – пара детских садов, школа, культурно-спортивный центр – этого было достаточно для того времени и плотности населения нового района.
Фото: bangkokbook.ru
Коррективы внесли исторические события – распад союза и последующие за ним «лихие» 90-е». Однако потом всё как-то устаканилось. Начали потихоньку прорастать первые ростки стабильности и во второй половине нулевых годов XXI века микрорайон начал «развиваться».
Почему в кавычках? Да потому что настоящим развитием это назвать трудно. Ну, за исключением того, что на Правобережье пустили общественный транспорт – троллейбус №18. «Человейники» - многоэтажные дома различных конфигураций стали прорастать на любом свободном пустыре, как грибы после дождя. А в те тучные годы под денежный ливень попал много кто. Начался строительный бум, от которого купеческая Калуга прямо таки опешила.
На взгляд обывателя, строительство новых домов велось как попало, без всякого планирования. И это аукнулось калужанам. Посыпались жалобы на отсутствие парковок, битком забитые автобусы и троллейбусы, очереди в крохотных поликлиниках и пробки в утренние и вечерние часы пик.
Фото: Правый берег Калуга
Вообще, аспект транспортной доступности Правобережья стоит очень остро. Большинство жителей работает на Левом берегу. А как на него попасть? Только по Гагаринскому мосту. Можно, конечно поехать и по Пучковскому или через Южный обход, но проблема в том, что это почти никому не нужно.
Что мы имеем в итоге? Огромный, по калужским меркам, микрорайон, который соединён с городом одной дорогой. И всем надо именно в центр. Как же так получилось? Было ли вообще хоть какое-нибудь градостроительное планирование или многоэтажки возводились просто так, ради прибыли?
Понятно, что эти вопросы надо задавать не столько застройщикам, сколько местным властям. Застройщикам всего лишь нужно построить дом и продать в нём квартиры, а что будет дальше, мало их интересует.
Неужели это строительство ради строительства? На этот счёт имеется и другая точка зрения – строительством домов в области поддерживаются наши производители. Это конечно хорошо, но как быть всем остальным?
Не так давно губернатор Владислав Шапша отметил успехи нашего региона на строительной ниве. «Калужская область вошла в топ-10 лучших регионов страны по темпам строительства жилья». Звучит, кончено, красиво. А вот то, что за 2023 год в Калужской области продали всего 23% жилья в новостройках – не очень.
Конечно, рост темпов строительства – рост экономики в целом. Но то же самое можно сказать, например, и про танки. Если клепать боевые машины рекордными темпами, то наша экономика непременно покажет рост, но как этот рост отражается на благополучии простых людей? Пример может и не очень, но суть ясна – можно построить сколь угодно много жилья, но основной массе населения от этого не легче.
Не будем уже говорить о том, как в нынешние времена сложно приобрести своё жильё, пусть даже эконом класса и в ипотеку на полжизни.
Фото: Правый берег Калуга
Кстати о населении. По состоянию на 1 января 2023 года Калугу населяют 355,5 тысяч человек. Сравним с 2000 годом – 355,3 тысяч человек. А в 2013 – 347,1 тысяч человек. Есть ли существенный прирост? Нет. Население города не растёт, зато жилые дома строятся. И там где раньше были возделываемые поля, появились дома. Ведь легче же превратить поле в пустырь и разрешить там построить новый микрорайон. Вот и президент калужской торгово-промышленной палаты Виолетта Комиссарова тоже задаёт резонные вопросы.
«Каждый год в отчётах РОИВ и Муниципалов слышим о рекордных площадях по вводу кв. метров жилья.
Подтверждением этого служит видимое расширение Калуги, она пользуется микрорайонами (новыми) во все стороны... похоронены "Шопинские овощные поля", уже нет участков свободных "под плавными лучами у Черносвитино", уже есть (не к ночи будут упомянуты 22-24 свечки-дома, уже Европейский-совсем не Европейский (развёрнуто строительство 9-х домов, Правый берег от кошелева, наползает на Чижовку- и это далеко не все "площадки).
А население Калуги не увеличивается.
А как так? Часть с левого переехало на Правый? Или квартиры - это недвижимость (как инвестиция)и у многих их несколько? И где живут -владельцы?
Или что? Кто эти люди, и главное где они? Прошу, поясните.»
Даже при том, что население города не выросло, многие дома заселены со всеми «вытекающими» последствиями. Последствия эти дурно пахнут, но от них никуда не деться. Речь идёт о чрезвычайно больной для Калуги теме – состоянии сетей ЖКХ.
Мы уже писали о шокирующих заявлениях в стенах Совета Федерации о том, что очистные сооружения нашей областной столицы изношены на 90%, а водозабор – на 80%. И это ведь случилось не одномоментно. Износ инфраструктуры шёл параллельно с чудовищной застройкой, которая нагружала эту инфраструктуру.
Грубо говоря, канализация осталась той же, с расчётом на Правобережье образца 80-х годов. И к этой инфраструктуре «присосались» новые жилые массивы. Делали ли что-нибудь застройщики для решения этой проблемы или просто подключали свои дома к дышащее на ладан городской канализации? Вспомнить хотя бы ситуацию вокруг микрорайона Веснушки – там зловонные стоки из многоэтажек попадают не только в канализацию, но и на огороды жителей деревни Чижовка. Городские власти вяло пытаются привлечь застройщика к решению этой проблемы, но получается пока так себе.
Конечно же, не стоит говорить о том, что Правобережье поставило крест на наших очистных. Просто с одной стороны мы имеем катастрофическую ситуацию на критически важном объекте, а с другой – продолжение строительства жилья и подключение его к канализации.
А какое стоп-слово? Пока не придумали. На правом берегу по-прежнему ведётся активное строительство и останавливать это пока никто не собирается. В округе множество девственных полей, на которые, несомненно, уже кто-нибудь положил глаз. Надо только получить разрешение на строительство.
И только после того, как дома построены, чиновники начинают лихорадочно заниматься «благоустройством» - наспех решать вопросы транспортной доступности.