Есть три вещи, которые можно наблюдать бесконечно: воду, огонь и рассказы о перспективах международного аэропорта «Калуга».

Свежая новость: в понедельник, 23 октября, на заседании правительства Калужской области обсудили подготовку международного аэропорта «Калуга» к зимней навигации. Генеральный директор аэропорта Салават Кутушев сообщил, что проведены переговоры для привлечения новых авиакомпаний на 2018 год по выполнению полётов в Санкт-Петербург, Сочи, Минеральные Воды, Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самару, Минск, Ереван, Душанбе, Баку и Брауншвейг. Объем пассажирских перевозок в 2018 году планируется увеличить до 130-150 тысяч человек (по итогам января-октября 2017 года было 16 тысяч).

Если бы я был оптимистом, то обязательно работал бы директором калужского аэропорта! Это ж не работа, а мечта: из года в год рассказывай сказки про счастье, которое наступит в новом году, рисуй фантастические перспективы, а потом, когда твои общения оказались пшиком… обещай ещё больше!

Если собрать все обещания, которые давал менеджмент аэропорта и областное руководство, то калужане давно облетели полмира прямо из Грабцева. В начале 2014 года прежний гендиректор Олег Микрюков говорил, что «уже сейчас просматривается довольно широкая география полетов: Екатеринбург, Самара, Сочи, Киев, Минск, Франкфурт, Мюнхен, Стамбул. Вместе с тем она может быть серьезно дополнена густой сетью местных авиаперевозок, в том числе – и вертолётами».

В октябре 2014 года губернатор Калужской области Анатолий Артамонов предположил возможность прямых авиарейсов в Крым, Сочи, Турцию, Германию, Швецию, Корею и по другим маршрутам, в том числе межрегиональным.

В декабре 2014 года Анатолий Артамонов на приёмке аэропорта у строителей, сообщил, что география рейсов, которые начнут выполняться со второго квартала 2015 года, будет самой широкой: большинство стран Европы и Северной Африки, Азии, страны СНГ, крупнейшие города и курорты России.

В мае 2015 года пресс-служба аэропорта сообщила, что уже разработан рейтинг направлений, в которые будут совершаться перелеты. Так, в сегменте массового спроса – Москва, Санкт-Петербург, Самара, Казань, Крым, Сочи, Геленджик. Средний спрос: Калининград, страны ближнего зарубежья – Узбекистан, Таджикистан, Киргизия. Малый спрос: Армения, Азербайджан, Израиль. Международные рейсы (деловой туризм): Германия, Франция. Международные туристические рейсы: Египет, Таиланд, Испания, Кипр, Греция. В горнолыжный сезон: Швейцария, Австрия.

В конце мая 2015 года директор аэропорта Салават Кутушев сообщил на пресс-конференции, что первый рейс из Грабцева состоится, скорее всего, в Санкт-Петербург, второй – в Сочи. Также прозвучали направления: Москва, Минеральные Воды, Нижний Новгород, Симферополь. Плюс – туристические бестселлеры: Турция и Египет.

В июне 2015 года калужанам сообщили, что в ближайшее время начнутся рейсы в Симферополь, Краснодар, Минводы, Калининград.

В августе 2015 года пресс-службе аэропорта проинформировала, что до конца 2015 года планируется открыть пункт пропуска через границу РФ, благодаря чему из Калуги можно будет улететь в более чем полтора десятка заграничных городов, среди которых Хургада, Анталья, Шарм-эль-Шейх, Париж, Стокгольм, Мадрид, Брюссель и другие.

Помимо заграничных аэропорт, сообщила пресс-служба аэропорта, будет более 10 внутренних рейсов. Из Калуги самолетом можно будет добраться до Москвы, Казани, Екатеринбурга, Самары, Воронежа, Махачкалы и других городов.

В том же августе 2015 года Салават Кутушев поведал, что присвоение аэропорту международного статуса позволит уже с сентября начать из Калуги регулярные рейсы в Брауншвейг, Дюссельдорф (Германия), Прагу (Чехия), Вену (Австрия). В чуть более отдаленной перспективе, по его же словам, – Минск, Ереван, Астана. Также планируется расширение маршрутной сети внутри России. К уже существующим авиарейсам из Калуги в сентябре добавятся Нижний Новгород, Казань, Саратов.

4 сентября 2015 года был принят первый международный рейс: на частном маленьком «Фальконе» из Брауншвейга прилетело руководство «Фольксвагена».

В связи с этим пресс-служба аэропорта пообещала, что с осени 2015 года начнётся выполнение рейсов в Германию, Австрию, Чехию и другие страны миры. Всего планируется выполнение полетов более чем по 15 направлениям, таким как Брауншвейг, Франкфурт-на-Майне, Мюнхен, Гётеборг, Стокгольм, Прага, Вена, Брюссель, Париж, Мадрид и другие.

В сентябре 2015 года министерство транспорта РФ объявляет о выделении субсидий из федерального бюджета на осуществление рейсов из Калуги в Санкт-Петербург, Воронеж, Калининград, Краснодар, Минеральные Воды, Нижний Новгород, Самару, Саратов и Сочи. Субсидирование будет проходить на условиях софинансирования из регионального бюджета. В большинство перечисленных городов самолёты из Калуги начнут летать с 26 октября этого года, обещала пресс-служба аэропорта.

В октябре 2015 года очередная прорывная новость из аэропорта: две российские компании начнут осуществлять авиарейсы из международного аэропорта «Калуга» в Азербайджан, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан.

В Баку рейсы будет осуществлять авиакомпания «Комиавиатранс». Она же полетит в Ош и Бишкек в Киргизии, Душанбе, Худжанд, Куляб – в Таджикистане. В Наманган и Ташкент в Узбекистане и Алма-Ату и Астану в Казахстане можно будет напрямую добраться самолетами «Уральских авиалиний».

В декабре 2015 года на пресс-конференции губернатор Анатолий Артамонов сообщил: «Мы будем развивать разные направления международных полетов из аэропорта «Калуга». В ближайшее время организуем новые рейсы в Германию. С января начинаем полеты  Сербию».

В конце декабря 2015 года первый заместитель губернатора Калужской области Алексей Лаптев сообщил в интервью газете «Весть»: «С рядом воздушных перевозчиков уже достигнуты предварительные соглашения по открытию авиарейсов из Калуги на курорты Краснодарского края, Крыма, Калининградской области. Кроме того, будут открыты несколько новых международных направлений. С 2016 года на ряд авиамаршрутов южного направления будет предусмотрено государственное субсидирование, то есть авиабилеты к местам проведения отпусков станут более доступными».

3 января 2016 года из Грабцева вылетел первый (из двух) рейс в сербский город Ниш. В связи с этим событием пресс-служба аэропорта напомнила, что «помимо Германии и Таджикистана отсюда осуществляются рейсы в Санкт-Петербург, Краснодар, Сочи, Минеральные Воды. В планах на 2016 год – регулярные рейсы в Крым. В первом квартале 2016 года в аэропорту откроют постоянный пограничный пункт пропуска, что поможет значительно упростить организацию международных перелётов».

«Из Калуги теперь можно будет улететь в Ереван», порадовала калужан пресс-служба аэропорта в январе 2016 года. Назначение на осуществление авиаперевозок из Международного аэропорта «Калуга» по маршруту Калуга-Ереван-Калуга получила «Авиакомпания «Уральские авиалинии». Авиакомпания назначается регулярным перевозчиком пассажиров, грузов, багажа и почты по маршруту Калуга-Ереван и обратно с частотой полетов 5 рейсов в неделю.

Новость от 8 февраля 2016 года: регулярные рейсы в столицу Таджикистана из калужского аэропорта начнут осуществляться с 1 марта текущего года. Перевозить пассажиров авиакомпания «Уральские авиалинии».

Однако 25 марта 2016 года директор аэропорта Салават Кутушев отметил, что предприятие очень внимательно подходит к выбору направлений для организации рейсов. Например, такие «наркоопасные» направления, как Казахстан, Таджикистан, Узбекистана пока исключены из плана развития. По его словам, «Понятно, что эти направления являются очень популярными и могли бы  приносить большую прибыль, но мы не гонимся за наживой, а руководствуемся здравым смыслом».

Он же 11 апреля 2016 года сообщил на заседании правительства Калужской области, что из Калуги начнутся регулярные авиарейсы в Мюнхен и Бремен, осуществлять их будет авиакомпания «Германия». Рейсы, по словам директора, начнутся уже в нынешнем году. Также в этом же году будет существенно расширена сеть полётов. Так, в скором времени полететь из Калуги можно будет в Белград и Ниш.

Всего же в период стартовавшей весенне-летней летной навигации 2016 года из аэропорта «Калуга» будут осуществляться перелеты по 15 внутрироссийским и международным направлениям. Совершать их будут самолеты как уже привычных калужанам авиакомпанией, так и новых, среди которых, в частности, «Победа».

Также Кутушев сообщил, что в 2015 году пассажиропоток калужского аэропорта составил 10 тысяч человек. В 2016 году планируется довести этот показатель до 60 тысяч, а в 2017-ом – до 80 тысяч пассажиров в год [сегодня известно, что фактически в 2017 году будет менее 20 тысяч – автор]. Для этого, по его словам, аэропорт планирует активно развивать новые маршруты перевозок. В частности, в Казань, Воронеж и Нижний Новгород.

В октябре 2016 года Салават Кутушев поведал, что авиакомпания «Оренбуржье» с 1 ноября начнёт выполнять из Калуги по два ежедневных рейса до Москвы (Домодедово и Внуково). Трижды в неделю будут летать самолёты в Минск, Нижний Новгород, Воронеж, Псков и Ярославль.

Появятся дополнительные рейсы в Санкт-Петербург, Сочи, Казань, Симферополь, Анапу, Геленджик, Калининград, Уфу.

С 1 января 2017 года, по словам директора, из Калуги будут отправляться международные рейсы в Таджикистан (3 раза в неделю), Армению (2 раза в неделю), Грузию (раз в неделю). Ведутся переговоры по чартерным перевозкам в Турцию, Грецию, Болгарию, Черногорию.

Также он сообщил, что с декабря из калужского  аэропорта начинаются полеты в Минск.

Маршрут откроется в самый пик предновогодних праздников, когда россияне отправляются на отдых по всему миру.

«В Минске будут очень удобные стыковки с рейсами самолетов в страны Европы и СНГ. Утром вылет из Калуги, а уже через час может быть перестыковка в столице Белоруссии. Цена билета приемлемая – 45 евро в один конец. Уже можно приступать к рекламе минского направления».

На заседании совета по туризму при губернаторе области 7 октября 2016 года Салават Кутушев поделился планами полетов на осенне-зимний и весенне-летний периоды 2016-2017 годов. Он заявил, что обслуживать рейсы будут как минимум семь авиакомпаний по 25 внутрироссийским и международным направлениям.

Вот направления, на которые могут рассчитывать калужане: Санкт-Петербург, Сочи, Казань, Симферополь, Анапа, Геленджик, Калининград, Уфа, Москва, Минск, Нижний Новгород, Воронеж, Псков, Ярославль, Душанбе, Худжанд, Куляб, Ереван, Тбилиси.

  • Комиавиатранс: Санкт-Петербург – 2 раза в неделю, Сочи – 1 раз в неделю, Казань – 1 раз в неделю.
  • Саратовские авиалинии: Сочи – 2 раза в неделю, с 1 января 2017 года (увеличение частоты до 3 раз в неделю на летний период с мая 2017 г.), Симферополь – 2 раза в неделю, с 15 мая 2017 года, Анапа – 1 раза в неделю, с 15 мая 2017 года, Геленджик – 2 раза в неделю, с 15 мая 2017 года, Калининград – 1 раз в неделю, с 15 мая 2017 года, Санкт-Петербург – 2 раза в неделю, с 1 января 2017 года.
  • ЮВТ АЭРО: Казань – 2 раза в неделю, с 1 января 2017 года, Геленджик – 1 раз в неделю, с 15 мая 2017 года.
  • Ямал: Уфа – 2 раза в неделю, с 1 января 2017 года, Симферополь – 2 раза в неделю, с 15 мая 2017 года.
  • Оренбуржье: Москва (Домодедово и Внуково) каждый день, утром и вечером, Минск – 3 раза в неделю, Нижний Новгород – 3 раза в неделю, Воронеж – 3 раза в неделю, Псков – 3 раза в неделю, Ярославль – 3 раза в неделю (с 1 ноября 2016 года с переходом в 2017 год).

Начиная с 1 января 2017 года запланированы следующие международные рейсы:

3 раза в неделю в Таджикистан (Душанбе, Худжанд, Куляб), 2 раза в неделю в Армению (Ереван), 1 раз в неделю в Грузию (Тбилиси).

Также ведутся переговоры по чартерным перевозкам в Турцию, Грецию, Болгарию, Черногорию.

23 ноября 2016 года на брифинге для региональных СМИ губернатор Калужской области Анатолий Артамонов сообщил, что в 2017 году будет расширена география перелетов, это и Казань, и Калининград. Есть и иные направления, которые могут быть востребованы. В частности это налаживание постоянных перелетов с Минском.

В январе 2017 года Росавиация сообщила о субсидировании региональных перевозок в наступившем году. В перечень из 102 субсидируемых направлений вошли 4 маршрута из Калуги: рейсы в Екатеринбург и Уфу авиакомпании «Ямал», Калининград («Саратовские авиалинии») и Санкт-Петербург (авиакомпания «Сибирь»). Отмечаелось, что субсидирование указанных перевозок будет осуществляться при софинансировании из областного бюджета.

Авиасообщение с Екатеринбургом и Санкт-Петербургом будет осуществляться с 1 апреля до конца 2017 года. В Калининград можно будет улететь с 1 июня до 30 сентября, в Уфу – с 20 января до 29 декабря.

16 января 2017 года губернатора Анатолий Артамонов сообщил на пресс-конференции, что в настоящее время международный аэропорт «Калуга» завершает переговоры с Минском по организации перелетов в Белоруссию.

В конце марта 2017 года было объявлено, что открыта продажа на новые рейсы из Калуги в Екатеринбург, они будут выполняться с 05 апреля 2017 года по средам.

В мае 2017 года пресс-служба аэропорта опровергала слухи о якобы отмене рейсов Калуга – Калининград и заверяла, что полёты по этому направлению будет выполняться без изменений, по расписанию, с 6 июня.

1 июля 2017 года Анатолий Артамонов сообщил о возобновлении авиасообщения между калужским международным аэропортом и Сербией: «Теперь это будут не чартеры, а регулярные полёты, начиная с осени этого года».

Тут и сказочке конец.

А что мы имеем по факту? Единственное направление: Калуга – Санкт-Петербург, рейсы по которому 2 раза в неделю осуществляет S7 Airlines. Плюс закрытый рейс «Газпромавиа» Калуга – Брауншвейг, на котором боссы «Фольксвагена» летают домой почти на все уик-энды и куда не продают билеты для посторонних.

Бывали летние сезонные рейсы в Сочи, Симферополь и Анапу. Бывали безуспешные попытки наладить сообщение с Краснодаром, Минводами, Уфой, Липецком. Злые языки говорили, что пустые самолеты из Калуги в Уфу якобы гоняли только потому, что там живет директор нашего аэропорта.

Как разовые акции, случались чартеры в Ниш, Белград и корпоративный чиновничий рейс в Минск. Попытки закрепиться в Калуге предпринимали «Комиавиатранс», «Ямал», «Саратовские авиалинии», «Red Wings», «Центр-Юг», «Оренбуржье», «РусЛайн».

Вот, собственно, и всё.

Это можно было бы воспринимать как курьёз, если бы не несколько миллиардов рублей из областного бюджета, затраченных на этот заведомо утопический проект.

Иметь в городе свой аэропорт – идея прекрасная. Но пора честно самим себе сказать: при наличии соседнего с Калугой Внукова никаких перспектив у калужского проекта нет, как их и не было изначально. Он стал чересчур дорогой игрушкой.

Директору аэропорта впору не рассказывать очередные байки в духе Циолковского про полёты «Калуга-Марс», а признаться, как той дряхлой кляче из анекдота: «Ну, не шмогла я, не шмогла!»

Автор: Сергей Фадеев.