Дмитрий Денисов: о пандемии, маршрутках, неубранных дворах и заводе в Воротынске. Эксклюзивное интервью КН, часть 1
©
Мэр Калуги Дмитрий Денисов дал «Калужским новостям» большое интервью. На встрече с городским головой мы подняли наиболее актуальные для областного центра темы: от калужского транспорта и проблем ЖКХ до строительства батареечного завода под Калугой и несанкционированных январских митингов. Мы благодарны Дмитрию Александровичу за этот открытый диалог.
Публикуем первую часть интервью. Вторая появится на интернет-страницах «КН» в ближайшее время.
- Дмитрий Александрович, Вы уже фактически более года являетесь городским головой Калуги – сначала в качестве и.о., потом и без этой приставки. На значительную часть этого времени пришлась пандемия коронавируса. Она как-то сказалась на управлении городом?
- А что такое городское управление? Если говорить привычным многим языком, функция управления – это что-то наподобие евроремонта: надо, чтобы парки, скверы заблистали, дополнительное озеленение появилось в городе, чтобы правильно мели улицы… Да, это одни из полномочий органов местного самоуправления. На вещах, связанных с содержанием улично-дорожной сети, год пандемии никак не сказался.
Но, с моей точки зрения, функция муниципального управляющего – это, наверное, более широкое понятие. Это создание на территории города условий для поддержки предпринимательских инициатив наших горожан, условий для развития бизнеса. Этим мы и должны заниматься вместе с правительством Калужской области. Поскольку только предприниматель – в самом хорошем смысле этого слова – создает простой продукт. Как у Александра Сергеевича Пушкина в его «Евгении Онегине», богатство народа находится в создании «простого продукта». Оно в том, насколько калужский предприниматель, наши предприятия способны создавать продукт, заниматься производством товаров и услуг, которые будут востребованы на внутреннем рынке. Но самое благоприятное стечение обстоятельств – это, конечно, когда наш продукт окажется конкурентоспособен на внешних рынках.
Только при таких обстоятельствах город будет процветать, люди будут получать достойную заработанную плату и будут созданы условия для их гармоничного развития. Вот, с моей точки зрения, важнейшая функция муниципального управления.
- Пандемия-то как раз и ударила по бизнесу, а следовательно, и по городу.
- Да, в период пандемии у нас были проблемы с доходными статьями бюджета. Предпринимательская активность снизилась, поступление доходов в местный бюджет сократилось. Но благодаря поддержке губернатора, правительства Калужской области нам удалось эти выпадающие доходы практически в полном объеме компенсировать.
- А если говорить о других сферах жизни Калуги в этот период, как здесь обстоят дела?
- Я не витаю в облаках, я понимаю, что некоторые напишут: «Да вы научитесь сначала улицы мести в правильном направлении – справа налево или с севера на юг». Да, это важно, с этим никто даже и не спорит. Полномочия органов местного самоуправления связаны с этими важнейшими вопросами обеспечения жизнедеятельности. Прежде всего, с вопросами теплоснабжения, поскольку мы проживаем в соответствующих широтах, где расслабляться нельзя. И самые главные мероприятия в сфере коммунального хозяйства – это подготовка к отопительному периоду. Мы в это вложили значительные средства, подготовили все 98 котельных, находящихся в муниципальной собственности, две из них были, по сути, не то что капитально отремонтированы, а заново построены.
Вот сейчас заканчивается отопительный сезон. У нас не было ни одной серьезной аварии на коммуникациях. По крайней мере, на тех, которые находятся в муниципальной собственности. Да, были проблемы с теплосетями, с водоводами в связи с тем, что зима началась очень резко, без снежного покрова практически сразу наступили отрицательные температуры. Это вызвало подвижку грунтов и, соответственно, разрыв ветхих водоводов и канализационных сетей. Проблемы, которые возникли в городе в связи с некачественным водоснабжением, – это как раз отголоски такого состояния инженерных сетей.
- А хоть какой-то положительный опыт от пандемии получили?
- Единственное, как и у всех, наверное, мы получили определенный опыт работы в онлайне, когда совещания проводятся в онлайн-режиме. Мы начали в большей степени использовать нашу систему управления проектами (этой программой мы пользуемся начиная с конца 2019 года), которая позволяет в онлайне управлять процессами и заниматься проектной деятельностью.
- Чтобы уже закончить тему коронавируса… Сейчас в самом разгаре вакцинация. Вот Вы, как известно, в прошлом коду переболели этой инфекцией, прививаться планируете?
- Обязательно. Как только уровень антител понизится, то буду прививаться отечественной вакциной.
- Как можете оценить эффективность транспортной реформы в Калуге? Ставка на муниципальный транспорт оправдала себя?
- Здесь даже не важна организационно-правовая форма и форма собственности. Речь ведь идет о том, что, начав реализовывать данный проект, мы, по сути, бюджетные средства, которые могли быть потрачены на другие цели, направили на транспортные преобразования. Я не назову это транспортной реформой.
Просто по северному направлению благодаря участию местного бюджета мы осуществили серьезную для города закупку 60-ти автобусов: 40 средней вместимости и 20 большой вместимости. Эти транспортные средства были приобретены в лизинг, по сути – в кредит. И наше муниципальное унитарное предприятие тем самым получило прямую поддержку.
Во всех муниципальных образованиях, в которых транспортная реформа успешно осуществляется, есть государственное участие. Это Белгород, Тверь, Москва, Казань… – везде государство участвует напрямую в приобретении подвижного состава и в деятельности перевозчиков, которые осуществляют транспортное обслуживание населения. Это, по сути, государственное субсидирование транспортного обслуживания населения. Ни в одной стране мира нет схемы, при которой государство или муниципалитет так или иначе не участвуют в этой сфере ресурсами – будь то транспортные средства или прямые субсидии.
Законодательство позволяет муниципальным унитарным предприятиям конкурировать с частными перевозчиками. Наш МУП участвовал в торгах, которые предусмотрены федеральным законом. Другие организации тоже могли принять участие в этих торгах. Но сложно представить, что будет какая-то сверхконкуренция по регулируемому тарифу, который составляет в настоящий момент в Калуге 19 рублей за одну поезду.
С другой стороны, МУП создает гарантии своим сотрудникам, водителям, которые заработают определенную пенсию. По крайне мере выше, чем у бедолаг, работающих под крышей частной компании, которая не платит ни копейки налогов. Теневой оборот наличности на этом рынке, по нашей оценке, создает около четырех миллиардов рублей в год. А объем налогов, которые платят эти частные перевозчики, – просто мизер.
- Зима показала, что управляющие компании не очень готовы к работе в экстремальных погодных условиях. Но людям все равно, кто уберет снег. Может, городу стоит составить конкуренцию в этой сфере и пойти по пути транспортной реформы?
- Речь ведь здесь идет исключительно о вопросах, связанных с содержанием территории, прилегающей к многоквартирным жилым домам. Если вы посмотрите структуру платежа за жилищные услуги, к коим относится содержание общего имущества многоквартирного дома, и посмотрите калькуляцию, расчет этой услуги – сколько одна квартира с одного квадратного метра платит за содержание прилегающей территории, – я боюсь, что эта цифра вас чрезвычайно расстроит. Особенно если вы ее сопоставите с реальным уровнем заработной платы дворника, который, допустим, будет десять дворов обслуживать.
Муниципалитет не собирается в ближайшее время заходить на рынок, связанный с содержанием общего имущества. Но такие разговоры у нас ведутся. У нас есть бюджетное учреждение – служба жилищного обеспечения (МБУ СЖО), у которой в ведении находятся самые непригодные и непривлекательные для частного бизнеса дома. Это дома, которые находятся либо в аварийном состоянии, либо рядом с этим – дома с деревянным перекрытием, с деревянными лестницами, с текущими кровлями, с безобразными фасадами, с огромными проблемами теплового контура…
Мы сейчас на этапе принятия решения, чтобы у МБУ СЖО появилась дополнительная коммерческая деятельность. И если, допустим, у какой-то крупной управляющей компании, которая эксплуатирует 100, 200, 300 домов, не находится ума приобрести средства малой механизации, чтобы убирать одновременно несколько домов на смежных земельных участках, то МБУ СЖО вполне сможет предложить за деньги этим частным компаниям услугу, чтобы задействовать средства малой механизации, по сути работая у них на субподряде. Но мы все-таки надеемся, что у управляющих компаний хватит собственных ресурсов, чтобы самостоятельно решить эту проблему.
Здесь ведь у медали две стороны. С одной стороны, действующий тариф на содержание общего имущества многоквартирного дома не покрывает в полном объеме необходимых затрат. А с другой стороны, слишком маленькая управляющая компания не в состоянии создать достаточного объема финансовые потоки, необходимые для такого конкретного подвида деятельности, как содержание территории.
В платежке львиная доля – 70-80% – это плата за коммунальные услуги и только около 10-15% – плата за жилищные услуги, к коим относится и содержание. Когда люди оплачивают счета – 3-5 тысяч рублей (это средний ежемесячный платеж за ЖКХ), – этих денежных средств недостаточно.
Я сейчас не вижу возможности для наших горожан платить хотя бы на копейку больше, поскольку с экономической точки зрения не те времена. Это будет очень чувствительно для людей.
Но у нас есть многоквартирные жилые дома, например, на Кубяка и в центре города, особенно те, которые управляются посредством товарищества собственников жилья или недвижимости, где на общем собрании выносятся вопросы, связанные с улучшением качества обслуживания. То есть люди платят чуть-чуть больше, чем в других домах, и у них появляется дополнительное право требовать от своих управляющих компаний нормального качества. Есть дома, от которых за этот снежный период не было ни одной жалобы, поскольку все счета оплачиваются, работают средства малой механизации.
- Ваше личное отношение – не столько как мэра, сколько как калужанина – к тому, что в 15 км от Калуги, в Воротынске, собираются строить завод по переработке батареек?
- На самом деле это исключительно компетенция того муниципального образования, на котором будет располагаться этот завод. Законодательством предусмотрены процедуры, которые предшествуют принятию решения о строительстве подобного производства. Окончательное решение о том, что предприятие точно появится, – это разрешение на строительство, выданное органами местного самоуправления. А до этого момента еще очень долго. Уверен, все процедуры, которые предусмотрены действующим законодательством, будут, безусловно, выполнены.
На одной из планерок жители Калуги и Бабынинского района обратились ко мне, и я тогда сказал, что действующим законодательством предусмотрены все процедуры, которые позволяют защитить и окружающую среду, и человека от негативного воздействия любого производства. То есть да, любое производство по определению вырабатывает в ходе технологического процесса определенные продукты, которые могут причинить ущерб окружающей среде и здоровью человека, в случае если предельная концентрация этих веществ превышена. И действующее природоохранное законодательство как раз призвано все эти риски минимизировать. Как минимум в двух местах этого законодательства существует такого рода защита – как «защита от дурака».
Я, как калужанин, считаю, что в данной ситуации нужно руководствоваться здравым смыслом, объективно всё оценивать и из плоскости политического рассмотрения переводить этот вопрос в плоскость действующего законодательства и норм права, касающихся вопросов экологии и охраны здоровья граждан.
Губернатор неоднократно высказывал свое мнение на эту тему, говорил, что все проблемы от того, что инициатор проекта и муниципальное образование на недостаточном уровне построили диалог с нашими гражданами. Люди не обязаны досконально знать особенности действующего законодательства, касающегося размещения подобных производств, и нужно четко расставить все акценты. А эта работа, с точки зрения губернатора, проводилась на недостаточном уровне. Отсюда все проблемы и переход рассмотрения вопроса в политическую плоскость.
Продолжение следует…