Провалилась попытка монополизации рынка цифровой рекламы, которая вызвала единодушное осуждение, как со стороны представителей отрасли, так и профильных министерств и ведомств, региональных властей и экономистов.

Российская экономика, к счастью, не сможет оценить всю прелесть данной законодательной инициативы.

Законопроект №160605-8 О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" появился в Госдуме в конце весенней сессии - 8 июля. И «на скорую руку», уже 15 июля был принят в первом чтении. Как так получилось, если против выступили все четыре парламентских фракции – не ясно. Дальше негатив в отношении данного «плода» законотворчества начал поступать уже от властей регионов РФ, муниципалитеты, министерства и ведомства.

А суть данного законопроекта была в следующем – должен был быть выбран «очередной» оператор – «единый оператор цифровых рекламных конструкций», которому отдали бы на откуп рекламный рынок.

Во-первых, «единый оператор» получал полномочия по разработке программного обеспечения, использование которого являлось бы обязательным для всех операторов наружной рекламы.

Во-вторых - получал право на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках и транспорте, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

В-третьих – получал на 30 лет и более рекламные объекты без проведения каких либо торгов и разрешений на использование. Соблюдение техстандартов, правил дорожной безопасности и требований законодательства об охране объектов культурного наследия «единый оператор» мог бы игнорировать.

Зачем всё это нужно? Для обеспечения «национальной безопасности». И в этом вопросе логика у инициаторов законодательной инициативы отсутствует, потому как любая централизованная система зачастую более уязвима, чем система с большим количеством действующих лиц.

Вишенкой на торте стал тот факт, что данный законопроект создавал условия для формирования в рекламной отрасли самой настоящей монополии что идёт в разрез с положением основного закона страны – Конституции Российской Федерации, где отмечается недопустимость монополизации экономической деятельности. Если бы законопроекту дали зелёный свет, то все участники рынка оказались бы в «заложниках» пресловутого «единого оператора» и могли быть выдавлены с рынка в течение нескольких месяцев.

Более того, законопроект шёл в разрез не только с Конституцией, но и с политикой Правительства в его усилиях по дерегуляции хозяйственных отношений в экономике.

Ведь ещё с 2000-х годов правительство активно продвигало принцип "регуляторной гильотины", который был нацелен на устранение избыточной административной нагрузки на бизнес.

Но в итоге лоббисты данной инициативы остались в проигрыше. Попытка монополизировать конкурентный и успешно функционирующий рынок вызвала мощное сопротивление.

К примеру, с резкой критикой выступили в -ассоциации – РСПП, Опора, Деловая Россия, а также в Союзе операторов наружной рекламы, который сумел быстро консолидироваться перед лицом экзистенциальной угрозы и создал эффективный механизм защиты своих интересов. Качественную оценку регулирующего воздействия сделали экономисты МГУ и РАНХиГС. Большой резонанс вызвал доклад «Минченко консалтинг», описывающий перипетии лоббистской борьбы вокруг поправок, а также предупреждавший о негативных вторичных эффектах законопроекта – прежде всего, воздействии на инвестиции. Из депутатов, которые с самого начала выступали против монополизации, стоит отметить лидеров оппозиционных фракций Алексея Нечаева, Сергея Миронова, Леонида Слуцкого, Геннадия Зюганова, вице-спикера Владислава Даванкова, руководителей и зампредов комитетов Валерия Гартунга, Дмитрия Гусева, Станислава Наумова, Сардану Авксентьеву, Николая Арефьева, Марию Дробот, Вячеслава Макарова, Антона Ткачева, Владимира Плякина, Дениса Парфенова, Николая Будуева, Михаила Романова, Сергея Боярского. В защиту регионов, направивших более 60 негативных отзывов (включая Москву, Санкт-Петербург и Московскую область) выступил и глава профильного комитета Совета Федерации Андрей Кутепов. Важно, что в итоге законопроект был рекомендован к отклонению по инициативе спикера парламента Вячеслава Володина, который еще в начале рассмотрения летом обещал учесть интересы всех сторон. Стоит отметить и позицию Единой России, выстроившей конструктивный диалог с другими фракциями.

Глава «Минченко консалтинг» Евгений Минченко отметил, что у руководства Госдумы есть субъектность – доминирующая фракция парламентского большинства готова прислушиваться к разумным доводам оппозиции и игроков рынка. Не менее важную роль сыграл и «голос регионов».

Можно констатировать, что в сложный период СВО законодательная власть старается сохранить динамизм и конкурентную среду в российской экономике, несмотря на лоббистские попытки превратить общественное благо в частную ренту.