Попытка монополизировать рекламный рынок «с треском» провалилась

icon 09/11/2022
icon 13:00
Главная новость
Попытка монополизировать рекламный рынок «с треском» провалилась

Автор: Рекламный билборд из фильма Бегущий по лезвию 2049

Рекламный билборд из фильма Бегущий по лезвию 2049

Провалилась попытка монополизации рынка цифровой рекламы, которая вызвала единодушное осуждение, как со стороны представителей отрасли, так и профильных министерств и ведомств, региональных властей и экономистов.

Российская экономика, к счастью, не сможет оценить всю прелесть данной законодательной инициативы.

Законопроект №160605-8 О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" появился в Госдуме в конце весенней сессии - 8 июля. И «на скорую руку», уже 15 июля был принят в первом чтении. Как так получилось, если против выступили все четыре парламентских фракции – не ясно. Дальше негатив в отношении данного «плода» законотворчества начал поступать уже от властей регионов РФ, муниципалитеты, министерства и ведомства.

А суть данного законопроекта была в следующем – должен был быть выбран «очередной» оператор – «единый оператор цифровых рекламных конструкций», которому отдали бы на откуп рекламный рынок.

Во-первых, «единый оператор» получал полномочия по разработке программного обеспечения, использование которого являлось бы обязательным для всех операторов наружной рекламы.

Во-вторых - получал право на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках и транспорте, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

В-третьих – получал на 30 лет и более рекламные объекты без проведения каких либо торгов и разрешений на использование. Соблюдение техстандартов, правил дорожной безопасности и требований законодательства об охране объектов культурного наследия «единый оператор» мог бы игнорировать.

Зачем всё это нужно? Для обеспечения «национальной безопасности». И в этом вопросе логика у инициаторов законодательной инициативы отсутствует, потому как любая централизованная система зачастую более уязвима, чем система с большим количеством действующих лиц.

Вишенкой на торте стал тот факт, что данный законопроект создавал условия для формирования в рекламной отрасли самой настоящей монополии что идёт в разрез с положением основного закона страны – Конституции Российской Федерации, где отмечается недопустимость монополизации экономической деятельности. Если бы законопроекту дали зелёный свет, то все участники рынка оказались бы в «заложниках» пресловутого «единого оператора» и могли быть выдавлены с рынка в течение нескольких месяцев.

Более того, законопроект шёл в разрез не только с Конституцией, но и с политикой Правительства в его усилиях по дерегуляции хозяйственных отношений в экономике.

Ведь ещё с 2000-х годов правительство активно продвигало принцип "регуляторной гильотины", который был нацелен на устранение избыточной административной нагрузки на бизнес.

Но в итоге лоббисты данной инициативы остались в проигрыше. Попытка монополизировать конкурентный и успешно функционирующий рынок вызвала мощное сопротивление.

К примеру, с резкой критикой выступили в -ассоциации – РСПП, Опора, Деловая Россия, а также в Союзе операторов наружной рекламы, который сумел быстро консолидироваться перед лицом экзистенциальной угрозы и создал эффективный механизм защиты своих интересов. Качественную оценку регулирующего воздействия сделали экономисты МГУ и РАНХиГС. Большой резонанс вызвал доклад «Минченко консалтинг», описывающий перипетии лоббистской борьбы вокруг поправок, а также предупреждавший о негативных вторичных эффектах законопроекта – прежде всего, воздействии на инвестиции. Из депутатов, которые с самого начала выступали против монополизации, стоит отметить лидеров оппозиционных фракций Алексея Нечаева, Сергея Миронова, Леонида Слуцкого, Геннадия Зюганова, вице-спикера Владислава Даванкова, руководителей и зампредов комитетов Валерия Гартунга, Дмитрия Гусева, Станислава Наумова, Сардану Авксентьеву, Николая Арефьева, Марию Дробот, Вячеслава Макарова, Антона Ткачева, Владимира Плякина, Дениса Парфенова, Николая Будуева, Михаила Романова, Сергея Боярского. В защиту регионов, направивших более 60 негативных отзывов (включая Москву, Санкт-Петербург и Московскую область) выступил и глава профильного комитета Совета Федерации Андрей Кутепов. Важно, что в итоге законопроект был рекомендован к отклонению по инициативе спикера парламента Вячеслава Володина, который еще в начале рассмотрения летом обещал учесть интересы всех сторон. Стоит отметить и позицию Единой России, выстроившей конструктивный диалог с другими фракциями.

Глава «Минченко консалтинг» Евгений Минченко отметил, что у руководства Госдумы есть субъектность – доминирующая фракция парламентского большинства готова прислушиваться к разумным доводам оппозиции и игроков рынка. Не менее важную роль сыграл и «голос регионов».

Можно констатировать, что в сложный период СВО законодательная власть старается сохранить динамизм и конкурентную среду в российской экономике, несмотря на лоббистские попытки превратить общественное благо в частную ренту.