Всё о калужских сектах: большое интервью со специалистом по сектоведению РПЦ
©
Секты всегда были камнем преткновения между мирской и официально «духовенствующей» частью нашего общества. Неоднозначную репутацию они заработали себе сами. Какие-то из них вредны и опасны, какие-то «нейтральны». Однако всё относительно. О калужском деструктивном и относительно нейтральном «сектантстве», его влиянии на умы людей и отношении к этому РПЦ нам рассказал настоятель одного из калужских храмов – отец Георгий, который в 2003 году начал свою деятельность по изучению сектантских сообществ в нашей области.
На его счету организация диспутов и конференций по проблематике тоталитарных сект.
«Я начал работать в Обнинске, который оказался в плане разнообразия различных сект гораздо «богаче» Калуги. Сектоведение это достаточно актуальная проблематика, в которой пришлось хорошо разбираться», – рассказывает отец Георгий.
«В народе наибольший интерес к сектам наблюдался в девяностые и двухтысячные. Примерно к 2010 году заинтересованность в обществе заметно снизилась», – подчеркнул специалист.
Что такое секты?
Секта – это такой социально-психологический феномен, который существует с древних времён. Он всегда занимал определённое место в жизни людей. Была некая господствующая культура, религия и противостоящие ей, не всегда, но зачастую паразитирующие на ней объединения, в которые собираются люди. Им некомфортно быть с большинством, поэтому они объединяются в отдельные группы единомышленников.
Главная черта любой секты – это замкнутость. Члены объединения убеждены в своей правоте, они пробиваются и проталкивают свою идею в массы. Но их внутренние процессы противоречивы.
Секты выполняют, так сказать, роль социальных накопителей для людей с особенностями психики, со склонностью к страхам, тревожным состояниям.
Это может быть как изначальная особенность личности человека, так и приобретённая в результате потрясений. Например, человек попал в кризисную ситуацию. Он не может найти поддержки и на этой волне попадает в определённые сектантские структуры. Человек начинает думать, что никто ему не в силах помочь, кроме секты. Конечно, так бывает далеко не всегда.
Иногда у каждого человека могут возникнуть определённые жизненные обстоятельства, в момент которых он становится слабым, например, ребёнок стал наркоманом. Тогда секта может выступить в роли "психотерапевта".
В этих ситуациях достаточно активно проявляют себя неопятидесятники – создают реабилитационные центры, выходят с повесткой реабилитации наркозависимых.
Поэтому мы можем сказать, что причины возникновения сект зачастую лежат в психологических состояниях их потенциальных адептов. Спрос порождает предложение.
Но при этом стоит отметить, что секты – это организации, в которые никто сознательно не стремится попасть, в них людей «приводят».
В чём разница между деструктивной и обычной сектой?
Обычная секта - это просто специфическая среда, которая необычными способами помогает удовлетворять обычные нужды человека. Люди вступают в их ряды, находя там удовлетворение своих психологических потребностей, подходящий набор идей, жизненную философию, образ жизни.
Адепты таких сект ведут себя достаточно конструктивно, не теряют связь с обществом, не противопоставляют себя социуму, семье. Проще говоря, не выключается из общественной жизни.
Деструктивная же секта выстраивают вокруг человека «стену», помещает его в «изоляцию», нагружает разными установками, которые мешают ему взаимодействовать с близкими, выполнять базовые функции, такие как, к примеру, забота о своём здоровье.
В тоталитарных сектах делается это с одной целью – максимально подчинить человека и воспользоваться его ресурсами. Такие объединения по сути своей являются паразитами.
Манипуляция религиозными, психологическими чувствами людей приводит к их полному подчинению тоталитарным сектам. Отсюда и финансовое «обескровливание» рядовых членов секты.
В чём отличие религиозных сект от традиционных конфессий?
Главные отличия- это открытость и глубина. У традиционных конфессий есть способность внутри себя генерировать смыслы и идеи, насыщать жизнь общества глубокими мотивами, раскрывать, поддерживать и направлять высшие стремления человека. Секты способны только эксплуатировать высокие порывы человека и конвертировать их в простейшую выгоду.
Также, в сектах отрабатываются внутренние сложности. Например, когда человек испытывает трудности нахождения в социуме, он не умеет им пользоваться. В таком случае секта выступает некой поддерживающей средой. Он находит в этой небольшой группе поддержку, возможность реализации своих способностей.
Какие секты были и есть на сегодняшний день в Калужской области?
Наиболее активными когда-то были такие неопротестантские направления как «Свидетели Иеговы» (запрещены в России по решению Верховного суда в 2017 году) и «Адвентисты седьмого дня».Они зародились в конце 19 начале 20 веков. А также неопятидесятники – «Слово жизни», «Благодать». Кстати, у нас в России пятидесятнические и неопятидесятнические направления самые многочисленные. В нашем регионе такая же тенденция.
Когда мы называем конкретные наименования этих организаций, мы должны понимать, что для них самих такое именование крайне болезненно. Оценочное высказывание «секта» членами самих религиозных организаций воспринимается как оскорбление. Хотя для специалистов это технический термин. Любой верующий человек связывает со своей религиозной общиной всё самое лучшее, что есть у него в жизни.
С начала 90-х годов претендуют на лидерство в российском протестанстком сегменте неопятидесятники. Среди них есть группы по 50, 100 человек или меньше, такие как церковь «Скала», «Краеугольный камень», «Дом хлеба», «Ковчег спасении», «Счастливая церковь».
Следует отметить, что с точки зрения Русской Православной Церкви, все неопятидесятнические объединения относятся к тоталитарным, то есть деструктивным сектам. Это связано с идеологией и практиками, психологическими приёмами, которые используются во время богослужений. Перед проповедью включается громкая ритмичная музыка, необходимая для эмоциональной раскачки. Затем следует проповедь - прихожанам внушается идея. Потом начинается молитва, во время которой наиболее восприимчивые люди впадают в транс. А во время транса глоссолалии - это самое безобидное. Если приедет особый проповедник то могут применяться и более шокирующие практики: «повержение в духе», «святой смех».
Баптисты тоже являются сектантами, с точки зрения Русской Православной Церкви. Однако они не относятся к деструктивным культам или тоталитарным сектам. Хотя и с их стороны может встречаться мимикрия под традиционность, конфессиональная анонимность - "мы просто христиане". Это обычный приём - некая недосказанность в самоидентификации.
Обычному человеку довольно сложно разобраться в современной палитре различных протестантских организаций. Стоит отметить, что каждая из этих организаций может быть в большей или меньшей степени деструктивной.
Присутствует ли политический аспект в деятельности сект?
Политическая повестка касается многочисленных организаций, которые в силу своей многочисленности могут повлиять на ситуацию – привести большое количество людей на массовые акции - выборы или протесты.
У нас в области таких массовых организаций не наблюдается.
Как Русская Церковь относится к сектантству?
Сектантство, если не брать во внимание его деструктивную составляющую, является проявлением человеческой и религиозной свободы, свободы совести.
Люди вполне могут быть частью какой либо большой, господствующей конфессии, а может быть членом и небольшой религиозной организации.
Если обратиться к истории возникновения христианской церкви, на заре своего существования она тоже была небольшой организацией, но не была замкнутой, никогда не была скована сектантской ограниченностью.
Многие христианские секты любят себя связывать именно с древней церковью, позиционировать себя как последователей именно «того самого» древнего христианства.
К обычным сектам Церковь относится как проявлению свободы мысли и свободы вероисповедания. В Церкви принято выделять два направления работы с сектами. Первое - это информирование людей об опасности сект. Второе - это работа с родственниками людей, попавших в секты и с самими людьми, которые пытаются осмыслить своё положение и выйти из сект. Таким людям оказывается духовная, психологическая и юридическая помощь.