Что будет с Калужской экономикой в этом году? Рассказала Виолетта Комиссарова

icon 11/01/2023
icon 19:30

©

Как будет развиваться калужская экономика? Какие отрасли будут убыточными, а в каких не произойдёт существенных потрясений? Каким будет калужский туризм? Об этом и многом другом а интервью КН рассказала Виолетта Комиссарова, президент Союза «Торгово-промышленная палата Калужской области».

"По итогам года следует, в первую очередь, отметить такую вещь: разные предприятия в различных областях совершенно не одинаково пережили период 2022 года. Есть те, кто ощущает серьёзное снижение доходности своего бизнеса. Есть компании, которые наоборот, заняли свою нишу и успешно двигаются в выбранном ими направлении. Они с «плюсом» закончили 2022 год и имеют хорошие перспективы в 2023 году", - рассказывает Виолетта Ивановна.

Какие это отрасли?

В первую очередь это фармацевтическая отрасль. Фармацевтика и производство медизделий – направления, которые достаточно хорошо показали себя в нашем регионе. В региональном министерстве экономического развития отметили, что фармацевтика частично заместила потери от наших автокластерных предприятий. Эти потери весьма существенны. Могу сказать, что в калужском автомобилестроении серьёзный спад.

Однако в общей бюджетной составляющей фармацевтическая отрасль частично заместила эти потери.

Во-вторых, я могу сказать, что в отрасли швейного производства у нас наступил настоящий ренессанс. Это связано с госзаказами и заказами, которые финансируются из различных источников, в том числе и волонтёрских. Это сборы средств на различное обмундирование, тактические рюкзаки, носилки.

В этом плане лёгкую промышленность ждёт определённый экономический рост. Множество компаний получили заказы, влились в экономические цепочки, стали подрядчиками у различных крупных холдингов. Им нужны производственные мощности.

К нам поступали запросы из Москвы, и мы искали те компании, которые могли бы работать на выполнение этих заказов.

В-третьих – это, конечно же, оборонка. Заказы у оборонных предприятий есть, программы свёрстаны на несколько лет вперёд.

Единственной проблемой были и остаются импортные комплектующие. Различное сложное и высокотехнологичное оборудование, в любой отрасли, всегда связано с цепочкой поставщиков микроэлектроники и различных компонентов.

Здесь всё зависит от того, насколько эти поставщики смогут «вписаться» в систему параллельного импорт.

У нас в области оборонные предприятия имеют хорошие заказы и длительные программы. У всех этих предприятий будет определённое развитие, по крайней мере обеспеченность заказами и доходность у них будет.

В каких отраслях будут проблемы?

Самой проблемной, на мой взгляд, является туристическая отрасль, внутренний туризм. У нас был большой поток въездного туризма из «недружественных» стран, сейчас он прекратился. Ожидается, что этот поток к нам возобновится благодаря китайцам и иранцам, однако пока это всё находится в «подвешенном» состоянии.

Китайский туризм обладает определённой спецификой. Как правило, они создают свои турпредприятия на территории нашей страны и стараются все потоки проводить через них. Конечно же и значительная часть прибыли оседает в этих предприятиях.

Для китайцев важна безопасность, чем более безопасен регион, тем выше вероятность, что китайские туристы будут приезжать.

Но те из наших компаний, кто успел вложиться в инфраструктурные туристические объекты, ещё имеет возможность на развитие.

Сейчас, не только в Калужской области, но и в ЦФО, самые «крутые» отели и турбазы и комплексы, где есть различные туристические развлекательные программы, были в плюсе, благодаря новогодним праздникам.

В какой-то степени наши граждане замещают возможность улететь куда-нибудь на отдых за рубеж внутренним туризмом.

Что будет с торговлей в крупных ТРЦ?

У нас в Калуге мы можем наблюдать, что арендаторы съезжают из ТРЦ, не говоря уже о крупных городах. Вы сами можете наблюдать в наших торговых центрах пустые павильоны с табличками «аренда». Это связано с увлечением потребителями интернет торговлей.

Так же, причина этого кроется и с уходом иностранных брендов из нашей страны. Держать магазин в торговом центре становится просто экономически не выгодно, тем более что турпоток иностранцев, как уже было ранее сказано, сильно сократился.

Остаётся надеяться только на то, что иностранные бренды заместят российские и региональные.

Что с сельским хозяйством?

Вроде бы и помощь есть, и субсидии, и различные программы господдержки, и всем понятно, что продовольствие это первейшая базовая потребность.

В данной отрасли большой вопрос с ремонтом и запасными частями к сельхозтехнике, ведь в большинстве своём она иностранная. Это же касается и семян, и удобрений. Остаётся уповать на параллельный импорт. Компании пытаются выстраивать длинные логистические цепочки поставок через «дружественные» страны.

Однако понятно, что в этом случае «логистическое плечо» увеличивается, соответственно, может быть удорожание.

Сельское хозяйство у нас подвергается атаке наших же «цифровизаторов». Когда у сельхозпроизводителя помимо своей прямой обязанности производить товар появляется необходимость формировать систему отчётности – это, к примеру, ФГИС «Сатурн» - программа отчётности для работы с удобрениями и ядохимикатами, всё это очень сильно осложняет работу и создаёт массу проблем. Особенно для наших сельхозпроизводителей у которых в определённом районе области банально нет вышек сотовой связи.

Если бы наши чиновники задумались о том, что если у человека нет условий не потому что он какой-то недобросовестный поставщик, а потому что у него отсутствуют объективные условия для цифровой отчётности во ФГИС «Цербер», ФГИС «Сатурн», ФГИС «Зерно», то это здорово бы облегчило жизнь сельхозкомпаниям.

Ведь для всего этого необходимо закупить оборудование, найти специально обученного человека, особенно в отдалённых населённых пунктах.

Я считаю, что многообразие сельхозпроизводителей сохранится. Если не будет создаваться монопольных условий для крупных корпораций. Корпорации производят много продукции и маленькие хозяйства не могут тягаться с ними. Мы заинтересованы в сохранении таких хозяйств. Потому что это: разнообразие продукции, возможность выбора для потребителя, к тому же монополист может «играть» с рынком как ему вздумается.

Что в итоге?

В целом, будет показателен первый квартал 2023 года. Всё-таки в прошлом году мы шли по утверждённому плану в соответствии с бюджетом, в котором были расписаны все программы поддержки российских производителей. Сейчас предприниматели, конечно же, понимают, что 2023 год будет непростым.

Хочется отметить, что те компании, которые не зависели от государственных заказов, а были частноориентированными на потребительские рынки, быстрее всего сориентировались в изменившихся условиях. Они быстрее всех находили поставщиков и каналы сбыта своей продукции. Они быстрее поняли и приняли «правила игры». У них есть чёткое понимание ситуации и гибкость принятия решений.

Конечно, этот год не будет «годом шикования».