На территории Калужской области, как и везде, есть предприятия, так сказать, с госучастием. Как правило, эти предприятия получают бюджетные субсидии на развитие в рамках запланированной деятельности и обычно, это субсидии из разных уровней бюджетной системы.

У нас, в Калужской области, безусловно, такие предприятия есть. Их участниками являются министерства, они фигурируют в законах, предусматривающих предоставление бюджетных инвестиций, однако сами при этом ведут свою деятельность и, по идее, если уж туда инвестирует, можно сказать, государство, должно приносить какую-никакую прибыль.

Однако прибыли получаются не всегда. Мы изучили приложение к Закону Калужской области "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" от 3 декабря 2020 г. № 27-ОЗ. В документе указывается, кому и сколько денег планировалось дать в 2021, 2022 и 2023 годах из областного бюджета. Итак:

Взнос в уставный капитал АО "Корпорация развития Калужской области" – по 10 тысяч рублей в 2021, 2022 и 2023 годах. Однако в 2022 году в бюджет на следующий год были внесены изменения. Согласно им, в уставный капитал АО "Корпорация развития Калужской области", в целях создания и развития инфраструктуры индустриальных парков, предполагается внести 103 миллиона 714 тысяч 480 рублей.

Взнос в уставный капитал АО "Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Калуга" в 2021 году – 12 миллионов рублей и по 10 тысяч рублей в 2022 году и 2023 году. Однако, согласно внесенным в 2022 году изменениям, в бюджете текущего года предусмотрены взносы в уставной капитал данной организации в размере более 397 миллионов рублей.

Взнос в уставный капитал АО "Международный аэропорт "Калуга" – 420 миллионов рублей в 2021 году, 320 миллионов рублей в 2022 году и снова 320 миллионов рублей в 2023 году.

Разберем более подробно результаты этих предприятий. Сейчас в полном объеме финансовая отчетность указанных выше акционерных обществ представлена пока еще только за 2021 год.

АО "Корпорация развития Калужской области"

100 процентов доли участия имеет региональное Минэкономразвития, то есть, по сути, является главным и единственным акционером. Уставный капитал общества равен 16 миллиардов 222 миллионов 522 тысячи 930 рублей.

Согласно данным, размещенным на портале Картотека.ру, в 2021 году чистая прибыль (убыток) составила -0,9 миллиарда рублей. Примерно такой же "минус" был и в 2020-м году.

АО "Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Калуга"

100-процентной долей участия владеет АО "Корпорация развития Калужской области". Уставный капитал АО "ОЭЗ ППТ "Калуга" равен 7 миллиардов 425 миллионов 333 тысячи рублей.

Отчет о финансовых результатах за 2021 год говорит нам о том, что чистый убыток 0,2 миллиарда рублей - примерно столько же, сколько в 2020-м.

АО "Международный аэропорт "Калуга"

У аэропорта главным и единственным акционером является региональный Минтранс, перенявший "эстафету" у областного Минэкономразвития. Уставный капитал аэропорта равен 3 594 770 955 рублей.

Согласно отчету о финансовых результатах за 2021 год, в строке чистая прибыль (убыток) указано значение - 0,5 миллиарда рублей, что несколько меньше, чем в 2020-м - тогда "минус" был почти 0,8 миллиарда рублей.

Таким образом, спонсируемые из бюджета предприятия могут на протяжении долгого времени демонстрировать не самые успешные финансовые результаты. Как видим, многомиллионные бюджетные субсидии 2021 года выправить так и не смогли выправить положение трех компаний, показывающих такие же многомиллионные убытки. Окажутся ли инвестиции 2022-го и наступившего 2023 годов эффективнее?