В Калужской области потратили миллионы рублей на несуществующие операции?

В Калужской области потратили миллионы рублей на несуществующие операции

icon 17/01/2024
icon 11:30
В Калужской области потратили миллионы рублей на несуществующие операции?

© freepik

freepik

В крупнейшем медучреждении региона – Калужской областной клинической больнице могут вскрыться вопиющие факты фальсификаций историй болезни некоторых пациентов, на лечение которых из фонда обязательного медицинского страхования выделялись миллионы рублей, а врачи получали премии. Гоголевское понятие «мёртвых душ» вполне себе применимо в данном контексте, если впоследствии эта информация обернется уголовным делом. Только речь пойдёт о несуществующих диагнозах.

В распоряжении «Калужских новостей» оказались материалы проверки учреждения правоохранительными органами, из которых следует, что история могла иметь место в 2021 году в отделении ортопедии КОКБ. Оговорка «могла» здесь – отнюдь не попытка журналистов расписаться в своей неуверенности относительно фактов. И дальше читатели поймут, почему.

Как следует из материалов проверки, некоторые из пациентов этого отделения опровергли наличие у себя таких сложных в лечении травм, как переломы костей таза либо шейки бедра. Однако по бумагам этим пациентам оказывали высокотехнологичную медицинскую помощь – ВМП. Для понимания нужно пояснить, что расценки на оказание ВМП регламентированы Правительством РФ.

В отделении ортопедии Калужской областной больнице «положили глаз» на два своих профильных вида ВМП – ВМП 51 и ВМП 52. ВМП 51 – это эндопротезирование суставов. На момент 2021 года этот вид помощи оплачивался из фонда ОМС в сумме 147 549 рублей на одного пациента. Более внушительно выглядит сумма за ВМП 52 – более сложная операция по эндопротезированию при травмах и различных деформациях суставов – 218 223 рублей на человека.

Примечательно, что, по данным Федерального Фонда ОМС РФ, наша область, за исключением Смоленской, в 2021 году имела максимальное число выполненных операций по ВМП 52 – 276 случаев на сумму более 60 миллионов рублей.

И вот эта история привлекла внимание правоохранителей. 9 врачей отделения ортопедии тогда признались сотрудникам полиции в фальсификации историй болезни пациентов в 2021 году, следует из материала. При этом из того же документа следует, что делали они это якобы по указанию руководителя отделения ортопедии Сергея Малыхина, который, кстати, до сих пор занимает свой пост.

В том же году надбавки по зарплате у Малыхина и других врачей превышали 50 000 рублей.

Страховые компании, что совершают выплаты по услугам ОМС – АО «Согаз-Мед» и АО «Макс-М» заявили правоохранителям об ущербе Фонду ОМС. Так, в «Согазе» насчитали таких нарушений по ВМП 52 на 9,5 миллионов рублей, а в «Максе» ущерб оценили в 2,4 миллиона рублей.

Сам Малыхин, как следует из его объяснений сотрудникам, которые проводили проверку, отрицал, что давал какие-либо указания медикам. Как и любые обвинения в свой адрес, считая, что все выставленные диагнозы пациентам были обоснованными.

Чтобы разобраться, что же все-таки произошло, проверяющие заказали экспертизы, касающиеся историй болезней пациентов. Однако один из экспертов не смог сделать однозначных выводов, так как не располагал объяснениями самих граждан. Второй эксперт указал, что ряд пациентов относились к другой категории ВМП – №51, а не №52. В связи с чем материалы были направлены в следственное управление. Но и там решили провести свои экспертизы. Одновременно с этим проводящие проверку сотрудники направили запросы в ТФОМС, откуда до конца срока, отведенного на проведение проверки, так и не получили ответа.

А дальше ситуация стала еще более странной. В связи с тем, что сроки проверки закончились, а необходимые ответы на свои вопросы проверяющими на этот момент еще получены не были, оперативники решили вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, сославшись на статью уголовно-процессуального кодекса, в которой говорится об отсутствии в деянии состава преступления. Иначе говоря, мы попытались, но не успели все собрать, время вышло, а нужных карт на руках так и нет. И все-таки мы попробовали.

Отсюда, возвращаясь к тому самому «могло» в начале нашей заметки, и наша осторожность. Страховщики говорят об ущербе, пациенты, если верить все тем же материалам проверки, опровергают наличие у себя определенных травм, девять врачей, как следует все из тех же материалов, якобы говорят о фальсификации. Но по итогу – дела так и нет.