Николай Оттен и Таруса: страницы жизни и литературы

Николай Оттен и Таруса: страницы жизни и литературы

icon 30/03/2025
icon 22:12
Николай Оттен и Таруса: страницы жизни и литературы

© www.kino-teatr.ru

www.kino-teatr.ru

В 60–70-е годы XX века Таруса стала прибежищем для многих литературных изгоев советского строя. В те времена, чтобы принимать у себя бывших лагерников и ссыльных «101-го километра», требовалась немалая смелость. Одним из таких убежищ был дом Голышевых-Оттенов на улице Садовой, ставший своеобразным диссидентским центром. Об этом написали «БРЕНДЫ РОССИИ».

Под псевдонимом Оттен скрывался кинодраматург, переводчик и сценарист Николай Давидович Поташинский — сын коммерческого директора журнала «Сатирикон». Он родился 1 ноября 1907 года в Санкт-Петербурге. Его детство и юность пришлись на смену эпох. В 1929 году он окончил экономический факультет Ленинградского политехнического института, но начал публиковать статьи о кино и театре еще раньше. В довоенные годы он написал книги о французском режиссере Рене Клере, актрисах Наталье Ужвий и Варваре Массалитиновой.

В 1941 году Оттен стал членом Союза писателей, а в конце 40-х попал в число «космополитов».

«Борьба с космополитизмом» — так называлась политическая кампания, направленная против интеллигенции, подозреваемой в прозападных симпатиях. Многие исследователи считают, что она носила антисемитский характер.

Оттен лишился работы, занялся переводами и женился. Его супругой стала переводчица Елена Голышева. Это был ее второй брак, а ее сын Виктор Голышев впоследствии вошел в «золотую когорту» переводчиков, сформировав представление отечественного читателя об американской литературе.

— Мой отец Петр Иванович Голышев вместе с Николаем Давидовичем Оттеном строили в Тарусе на пару дом, хотя моя мать с отцом давно были в разводе. Считаю большим благородством обеих сторон, что, несмотря ни на что, люди смогли сохранить нормальные отношения. Видимо, другая порода была, другое воспитание, — рассказывал Виктор Петрович Голышев.

В поисках «неблагонадежных» гостей в дом Голышевых-Оттенов часто заглядывала милиция. Однако хозяева сознательно шли на риск, глубоко сочувствуя гонимым. Но главное — эти люди действительно были невероятно интересными.

Поэт Владимир Корнилов вспоминал:

«Он любил писателей, любил литературу и любил игру. Часто бедствовал, но вечно кому-то помогал, кого-то куда-то устраивал, горячился по пустякам, сражался за справедливость — без этого жить не мог».

В 1958 году на экраны вышел фильм «В дни октября», над сценарием которого Оттен работал вместе с режиссером Сергеем Васильевым. Снятый в период «оттепели», он впервые показал на экране такие запрещенные ранее фигуры революции, как Григорий Зиновьев, Лев Каменев и Лев Троцкий. Еще одной заметной сценарной работой Оттена стал фильм «Татьянин день» (1967), рассказывающий о зарождении молодежных политических организаций в революционной России.

Легендарным событием и символом творческой свободы стал выпуск альманаха «Тарусские страницы», в который вошли произведения, не принятые официальными изданиями. Формально составителем числился Николай Оттен, но фактически книгу подготовил коллектив литераторов под «прикрытием» Константина Паустовского.

Публикация альманаха без предварительной цензуры стала вызовом даже для времен «оттепели». Хотя сборник не содержал критики советской власти, его выход был признан ошибкой на уровне ЦК партии.

Тираж был остановлен, а уже напечатанные экземпляры изъяты из библиотек. Второй номер «Тарусских страниц» вышел лишь в 2003 году.

Значительную часть наследия Николая Оттена составляют переводы пьес немецкоязычных авторов Генриха Бёлля и Фридриха Дюрренматта, которые по-прежнему остаются востребованными.

В 1982 году вышла его книга с повестями «На заре прекрасной юности» и «Дань», посвященная писателю Юрию Крымову, погибшему в сентябре 1941 года. Критики называли эти произведения «сильными невымышленностью правды» и отмечали, что Оттен был прекрасным рассказчиком:

«В его книгу входишь, как в реально существующий дом, населенный людьми, с которыми хочется познакомиться получше».

Это была последняя работа литератора. Николай Давидович Оттен скончался 7 июля 1983 года. Похоронен в Тарусе на старом городском кладбище.