Похороны мухи, гол, как метафора зачатия и перформанс смеха. Архстояние прошло в Калужской области

icon 29/07/2018
icon 20:03
Главная новость
Похороны мухи, гол, как метафора зачатия и перформанс смеха. Архстояние прошло в Калужской области

Автор:

Сегодня, 29 июля, в Дзержинском районе, на арт-постранстве Никола-Ленивец прошел 13-й фестиваль современного искусства и архитектуры "Архстояния".

Тринадцатый стал более интерактивным, чем все другие: по словам одного из основателей пространства художника Николая Полисского, изначально в этом парке должны были реализовываться два термина: со-здание и со-творение. И если первую функцию - создание архитектурного творения большим художников в пошлые годы на фестиале реализовывали сполна, то в этом году "Архстояние" в гораздо большей степени было посвящено сотворению. Из 18 работающих площадок только две предполагали новые архитектурные сооружения. Остальные 16 стали интерактивными площадками для перформансов, в которых можно и нужно было поучаствовать.

Так одним из самых запомнившихся был перформанс, посвященный похоронам мухи. Кураторы проекта рассказали, что такой ритуал был популярен на языческой Руси. Считалось, что на крыльях насекомых осенью из дома улетают души умерших родственников. К мухам относились с пиитетом, а их смерт действительно отмечали особым ритуалом. Мастерили из овощей (в частности огурцов) своего рода гробы, в которых со всеми почестями, как людей, хоронили мух.

Позднее мухи стали считаться чем-то грязым и антисанитарным, от чего мы сначала отмахиваемся, а потом и вовсе пытаемся истребить. Художники попытались воссоздать точную копию мухи, но приблизить ее к человеческому размеру. Они создали муху, от которой уже невозможно отмахнуться. Кроме того, кураторы перформанса подметили близость звука, издаваемого профессиональными плакальщицами к мотонотонному и навязчивому жужжанию мухи. 

Ритуал похорон длился всю ночь: с 21.00 часа вечера до 8.00 утра. Муха с почестями обошла все объекты Архстояния.

Одним из самых важных арт-объектов 13-го фестиваля стал домик авторства знаменитого архитектора Александра Бродского "Вилла ПО-2". Гостевой домик, построенный из советских плит ПО-2, которые теперь уже считаются антиквариатом. Добывать некоторые из замыливших глаз советскому человеку блоков порой пришлось не самым честным способом. Однако теперь в Николе-Ленивце появилось очередное интересное сооружение. Внутри дом полностью создан из дерева и считается не только красивым и уютным. Жить в нем могут компании до 10 человек.

Кстати, вечером у ПО-2 был организован театральный перформанс с актерами в телесных одеждах, которые очень плавно извивваются на этих панелях. Сильнейшие впечатления от зрелища живого гибкого человеческого тела, скользящего по грубой бетонной поверхности с торчащей арматурой и техническими надписями. Бродский специально не занимался очисткой бетонных блоков - он задействовал их такими, котоые достались ему в наследство от прошедшего века. Говорят, кое-где на блоках есть традиционные русские надписи.

Внимание приковывала и девушка, бродящая по арт-пространству. За ней тянулся шлейф из одежды. По словам перформера, этот манифест был посвящен миру вещей. Перформанс - это попытка напомнить о том, какой тяжелый труд вложен в создание одежды, которую мы не ценим и можем через месяц выкинуть, подарить, поменять на новую, обрастая бессмысленным количеством барахла. Создатель многоярусного костюма сшивала всю пожертвованную ради проекта одежду восемь часов. К манифесту можно было присоединиться, отдав одну из своих вещей. 

Уже много лет на площадке Архстояния играют в футбол. Во-первых игры здесь всегда категорически приветствуются: Бог творил играючи, считают кураторы проекта. Во-вторых, - в стране только закончился ЧМ-2018. Ворота, представляющие собой ноги, ассоциировались с "ногами Акинфеева", ставшими во время мундиаля мемом: один из мячей вратарь отбил мастерским ударом ноги. Однако фантазии художники прервали. Они отметили, что во фрейдистской традиции футбол ассоциируется с актом зачатия. И весь первый день беззастенчево забивали голы в раздвинутые ноги - в сетчатых, между прочим, чулках.

Еще одним мощным стимулом стать частью пространства был интересный перформанс, посвященный смеху. Актеры разыграли целую легенду о деве, которая потеряла способность наполнять смехом пространство и должна была быть убита, чтобы вернуть себе смех. Хохотом заразились все, кто появился в назначенное время на нужной площадке.

За два дня фестиваля пространство подарило участникам отмосферу бесконечного созидания и общения с Вслеленной. Попасть на все площадки было просто невозможно. Но и тех, на которые мы успели, хватило, чтобы насытится незабываемыми эмоциями творческого пространства еще на год.