История с памятником «сраному венику», установленным в центре Людинова, обошла все областные СМИ. Железная рука со  стальной метлой, плод постмодернистской мысли местного разлива и сварочного аппарата, так же внезапно исчезла, как и появилась, оставив после себя множество вопросов.

В поисках ответов на них мы обратились к автору того самого веника, члену «Людиновского творческого подполья» (ЛТП) Максиму Адейкину. Сварщик-диссидент, как он сам себя называет, рассказал о «Венике», о себе и готовящейся выставке. Но обо все по порядку.

Про «Веник»

- Максим, вы автор того самого веника. Как родился это арт-объект, что он символизирует, почему его установили на набережной Людинова?

-  Была идея давно памятник сделать. Просто думали, какой именно и кому. Кругом стоят из пальца высосанные стелы всем подряд. Очередную стелу поставили в прошлом году в людиновском парке, выкорчевали ради этого деревья.

Раньше было проще. Города, не сданные немцам, были городами-героями. Все остальные просто города. Потом появились города воинской доблести, воинской славы…Этих стел понатыкали. И уже не разберешься, чему какой памятник. И такая история происходит во всех городах: Сухиничи, Киров… Все же однотипные, везде одно и то же.

А идея «Сраного веника» возникла, когда мне в голову пришла фраза: "В некоторых вопросах необходима поганая метла. Но мы, художники, люди бедные, поэтому денег наскребли только на сраный веник!».

Установили «Веник» на набережной – в самом удобном месте: три дороги, большой поток людской. Центр города. Таким образом мы впервые заявили о Людиновском Творческом Подполье (ЛТП).

- Кто украл "Сраный веник"? Есть версии?

- Украли его не мы, если об этом речь. Я в это время был на работе. Я вообще диву даюсь, что он так долго простоял, по моим расчетам, убрать его должны были в течение суток. Я думал, что его в этот же день приедут и выкинут как памятник, позорящий лик города.

Кто украл, не знаю. Но сперли его очень аккуратно, ямку дерном заложили, рядом не наследили, явно, не хотели травку примять…

Про ЛТП

- Расскажите о ЛТП (Людиновском Творческом Подполье). Кто в него входит, что вас объединяет?

- Интересно, а Шумавцову на допросе такие же вопросы задавали? (Алексей Шумавцов руководил подпольной комсомольской организации, действовавшей во время Великой Отечественной войны в  Людинове – ред.) Это же подполье! Всех не сдам, но основатели я и людиновский художник-постмодернист Андрей Фандеев.

 Вначале мы выставку совместную решили затеять, потом подумали: почему бы и нет? – и создали подполье. Народу в нем хватает: есть и операторы, и музыканты, поэты с писателями. Но постоянного членства ни у кого нет. У всех есть основная работа, в Подполье мы собираемся время от времени и что-то создаем. Какую-нибудь бяку - наподобие «Сраного веника». 

- Какой интерес вас объединяет? У ЛТП есть программа?

- Мы не политическая партия, чтобы лозунги какие-то выдвигать. Если вы хотите составить какое-то представление о нас, смотрите работы. Там все сказано. Мы же живые люди, поэтому реагируем на все, что происходит рядом с нами. 

О себе

- Расскажите о себе. Кем вы работаете?

- С 2012 года работаю на Людиновском тепловозостроительном заводе штамповщиком. Сварщик – моя вторая профессия на заводе. Поэтому я  называю себя сварщиком-диссидентом. Первая профессия - слесарь по сборке металлоконструкций. А самая первая  - милиционер. В милиции я проработал почти 7 лет и дослужился до лейтенанта.

-- Как давно вы начали делать из металла арт-объекты? И с чем вообще это связано?

- «Металлом» занимаюсь с начала 2018 года. У нас на заводе кузнец один работает, у него есть своя мастерская помимо основной работы. Мне было интересно попробовать сделать что-то, как он, самому. Начиналось все с розочек, подсвечников. А дальше решил что-нибудь делать со смыслом. Техника, конечно, у меня не особо… Оборудование не позволяет достичь большего, потому что все электро-дуговой сваркой делается. В ней много погрешностей… 

О выставке и планах

- 4 августа в галерее «Каскад» города Людинова откроется выставка художников постмодернистов Максима Адейкина и Андрея Фандеева «Ненужные», на которой будут представлены ваши работы из железа. О чем эта выставка?

-   Я не хочу что-то объяснять, это не урок литературы…У меня одна работа есть, которая так и называется «Что же он хотел сказать?». Почему не хочу говорить. Потому что приходит человек, начинает смотреть, и у него диаметрально противоположный взгляд на то, что я делал. Я ему начинаю рассказывать, что я делал и как, он мне начинает доказывать, что это чушь собачья. Тратить силы на то, чтобы вдолбить кому-то в голову свое мнение…зачем? Во-первых, это личное мнение. Личное мнение каждого должно оставаться при нем. Всех людей под одну гребенку все равно не причешешь. У каждого свои мозги, свои тараканы в голове. Поэтому зачем что-то говорить словами? 

Название выставки каждый поймет по-своему. Кто-то подумает, что он ненужный. Кто-то подумает, что мы с Фандеевым ненужные. Может быть, работы наши ненужные. 

В моих работах в основном все подсмотрено со стороны. Только некоторые созданы на лично пережитом опыте.

- Расскажите о творческих планах. 

- Планы есть, но планы – такая штука, которую, во-первых, лучше не озвучивать. Ибо мы люди суеверные. А во-вторых, смысл раскрывать планы – тогда сюрприза не получится. 

                                                                          Беседовала Анастасия Ермакова.