В прошлом году калужский фотограф Георгий Орлов победил в федеральном фотоконкурсе «Русские традиции». В этом году он заинтриговал своих подписчиков постом про то, как вошел в шорт-лист международного конкурса «35awards».

Буквально сегодня, 4 апреля, Георгий Орлов подтвердил, что его работа попала в каталог конкурса. Это значит, что снимок вошел в топ-1000 из всех фотографий-участников, а их было более четыреста тысяч. Калужский фотограф, который в последнее время неплохо о себе заявил, побеседовал с корреспондентом информагентства «Калужские новости».

Фотография, которую отобрали жюри  - номинант «35awards».

«Фотография – это способ запечатлеть историю. Я в 13 лет пришел в творческую студию «Взгляд» во Дворец творчества юных. А через год нас Николай Низов пригласил к себе. Мы с моим одноклассником через год к нему пришли на занятия. Ходили на разные городские события, на спортивные соревнования. Тогда событий были мало. У меня до сих пор остались те юношеские эмоции, когда идет толпа, ты врываешься в нее, начинаешь снимать. Вот, что ценно. Я сохранил эту эмоциональную составляющую. Я кайфую от всего этого. Эмоции, когда ты сделал хороший кадр, ни с чем несравнимы. Я несколько дней ходил в эйфории, когда снял девочку в окне на 9 мая», - говорит Георгий Орлов.

Комментарий к фото: Фотографу пришлось залезть на забор, чтобы сделать фото. Голубь в появился случайно. Он принес этой фотографии дополнительный смысл, оживил кадр. Корни деревьев на фасаде здания символизируют преемственность поколений, историю. В дом, где живет совершенно простая семья, пришел праздник 9 мая, который с улыбкой встречает девочка, выставляя в окно портрет родственника. Возможно, кто-то увидит в этой фотографии другой смысл, чувства и эмоции.

«Я на прошлой неделе думал, почему я стал фотографом. Пришел к выводу, что не мы выбираем профессию, а профессия выбирает нас. Был период, когда я не чувствовал отдачу от моей «второй любимой женщины». Это я о фотографии. А первая – это моя жена. Фотография – это моя кормилица и поилица. Буквально в один день я снимаю два шикарных кадра. Первый кадр сделал на еврейском кладбище. Мужчина нашел своих умерших родственников. Фотография отразила событие и эмоции. Второй – этот тот редкий случай, когда из коммерческой  съемки можно выбрать достойную фотографию. Кадр был полон цвета и эмоций. Девушка в балетной пачке танцевала около «копейки». Неравнозначные по жанрам, событиям и эмоциям кадры. В этот момент я понял, что я нахожусь на своем месте», - рассказал калужский фотограф.

Теория трех удач. Мало просто быть фотографом и «ловить» фотоудачу. Для того чтобы кадр был сочный, живой и наполненный смыслом. Удача должна быть житейская, чтобы тебя заметили на конкурсе. А еще помимо всего остального – судьи должны не только оценить мастерство по достоинству, но просто заметить работы. Одна какая-то работа из 5000 тысяч получает одобрение. Это тоже удача! Человеческий фактор влияет на победу на 50%.

Каждый конкурс специфический. Под каждый конкурс нужно знать предпочтения жюри, «выигрышные» темы. Нужно показать все, что у тебя есть. Все свои силы в рамках одного конкурса. Жюри – это субъективная оценка твоих работ. В фотоконкурсах все относительно, но есть своя четкая структура и направленность. С одной стороны, фотограф должен показать свой опыт, технический и житейский, а с другой стороны – новизну, свежий взгляд.

Секретарь союза фотохудожников Наталья Удальцова сказала, что у фотографии становится женское лицо. У женщин другой взгляд на окружающий мир, на судейство.
Сейчас новые жанры появляются. Раньше был «жанр», «репортаж». Сейчас появилась «street». Мне не очень нравится это определение. Это новомодно. Сейчас уходит ценность одного кадра. На конкурсы предоставляются серии. С одной стороны – побеждает одна фотография, а с другой стороны – нужно делать серию, развивать сюжет, делать новые фотографии. В фотографии осталось мало осмысленности. Есть художественная, есть документалистика. Сейчас идет активное смещение жанров, стилей, направлений. Есть фотографии, где важны технические характеристики. Я приверженец старой школы. Для меня фотография – это прежде всего смысл. Кадр должен тронуть душу. Думающая фотография умирает.


На последнем конкурсе 35awards было заявлено 400 тысяч фотографий.

В этом году, я вошел в шорт-лист этого конкурса. В первые 5000 фотографий. Большой путь пройден.


В топовых конкурсах есть градация. Например, Sony World Photography Awards. Если ты там выступаешь как профессионал – это, естественно, сложнее, чем с любительском классе. Профессионал подразумевает то, что ты живешь за счет фотографии. В «Русской цивилизации» в прошлом году 17 000 работ участвовало. В каждой номинации с первого по третье место – 15 фотографий всего.

Конкурсы можно всю жизнь мониторить. Потому что фотоконкурсы настолько динамичны и многочисленны, что золотой середины нет. Я обычно смотрю работы победителей, делаю выборку финальных работ за несколько лет. узнаю об истории конкурса, требования. Опять же можно сравнить работы победителей со своими работами. Что-то будет лучше, что-то хуже. Это занимает немало времени. Как говорится, было бы желание, а время – найдется.

Как говорят профессиональные фотографы: «Если ты в год сделал два-три снимка – это хорошо».

Я в том году сделал три свои снимка! (Примечание ред. Речь идет о качестве работ).

Международный конкурс – это конвейер. Конкурсные работы сложно выбирать. В каждой категории есть подгруппы, например, «Цвет», «Монхром». Разные номинаций, например «Фотожурналистика» или «Портрет». В некоторых конкурсах в номинацию можно прислать до четырех работ. И это много. Фотография, которую отмечают члены жюри, можно посылать на другие конкурсы или это дает незначительные плюсы, бонусы. Например, участие в выставках. Конкурс конкурсу рознь. Если бы я послал фотографию, победившую в македонском международном конкурсе на «Русские традиции», меня бы не поняли горбачовские мэтры.

- Ты говоришь, профессионалы это те, кто живет за счет фотографии. Реально выжить?

- Все! Выключай. Это не для прессы.

Название фото «Минорная мелодия жизни».


Беседовала Екатерина Прокофьева.