Годовая «эпоха застоя» калужской экономики: чем всё закончится и вернутся ли иностранцы?

icon 09/02/2023
icon 20:00
Главная новость
Годовая «эпоха застоя» калужской экономики: чем всё закончится и вернутся ли иностранцы?

Автор:

Уже практически год так называемое калужское экономическое чудо, или «автокластер», на который возлагали надежды и которым так гордились региональные власти, находится в простое. Причиной тому стал уход иностранных автомобилестроительных компаний с благословенной калужской земли после начала СВО. Возродится ли автопроизводство или наш регион погрузится в «эпоху экономического застоя», а также – кто сможет заполнить инвестиционный «вакуум»? Об этом мы спросили эксперта – президента Торгово-промышленной палаты Калужской области Виолетту Комиссарову.

Малые игроки

Прежде всего, стоит сказать, что экономика нашей области всё-таки многоотраслевая. Автомобильное производство действительно занимало очень существенную долю. И такой длительный простой, конечно, явление не радостное.

Это не только крупнейшие заводы – Volkswagen, Volvo, Peugeot. Было и много небольших «семейных» компаний – это, в основном, немцы и итальянцы, которые серьёзно вложились в качестве поставщиков компонентов и комплектующих для «автогигантов». Они базировались в наших индустриальных парках. Данные компании занимали свою нишу в цепочках функционирования автокластера.

Условно говоря, кто-то производил «бардачок» для определённой модели авто, различные узлы и детали, сервисы. Сейчас они пытаются выживать в новых условиях, занять новые ниши. И для таких мини-компаний уход крупных корпораций стал катастрофой. Они фактически потеряли возможность поставлять свою продукцию.

К примеру, в прошлом году на Втором кооперационном форуме несколько таких фирм обратились к нам за помощью. Мы ищем рынки, на которых может быть востребован технологический процесс данных компаний. Часть из них – например, те, кто занимался производством пластиковых компонентов – перешли в сферу производства товаров народного потребления. Часть – конечно же, закрылись.

Кадровый вопрос

Важная проблема, с которой мы столкнулись после закрытия производства автогигантов – это скрытая безработица. Хотя тот же Volkswagen продолжает выплачивать своим сотрудникам часть заработной платы.

В зоне риска находятся все сотрудники. В значительной степени – это работники конвейерного производства. Однако есть и высококлассные специалисты. Известно, что они получают предложения от других работодателей, не только из отрасли автопрома. Вот несколько таких специалистов уехали в Тулу.

Хотя управленцы на автопредприятиях и пытаются держать в тайне базы своих сотрудников, отток кадров всё равно есть.

Без сомнения могу сказать, что высококлассных специалистов тут же «разберут».

Когда я слышу, как некоторые наши политики или так называемые эксперты восторгаются тем, что иностранцы нас покидают, а мы наконец-то займём эти ниши и будем «клепать» новые автомобили или вообще перестроим производство, то понимаю – ничего подобного.

Все линии и технологические процессы настроены под определённые модели автомобилей, поэтому невозможно вот так просто взять и вместо ушедших иностранцев заняться выпуском на данных производствах какой-либо «своей» продукции.

Идеальный вариант

Сейчас в СМИ появилась такая информация, что завод Volkswagen, возможно, будет выкуплен крупным российским холдингом совместно с казахскими партнёрами. В планах возродить производство модели Polo.

Это было бы идеальным вариантом. Консорциум крупной российской корпорации, которая обладает ресурсами для того, чтобы просто начать процесс производства, и тех, кто обладает правом выпускать такие автомобили – это и есть одна из казахских компаний, у которой есть лицензия на производство.

У нас есть производство и линии по выпуску определённых моделей. Нам нужен тот, кто легально может их производить. В некоторой степени это, возможно, будет локализацией казахского производства.

Не бывает так, что сегодня ты включил условный «рубильник» и завтра уже запустилось производство. Для этого нужно проделать масштабную работу – определение каналов логистики, работа с персоналом и так далее.

Данная информация основана на моих наблюдениях и инсайдах. Ни о чём наверняка сказать нельзя. Однако данный вариант активно прорабатывается. И стоит понимать, что такие решения – не уровень региона. Это большие «федеральные» решения. Наши местные власти, естественно, за такой вариант развития событий.

Если мы пойдём по этому пути, то сможем преодолеть его с минимальными потерями. При очень позитивном будущем. Ведь эпохи сменяют друг друга. Изменятся обстоятельства, и в этом ключе нам важно сохранить те технологии, которые иностранные компании по лицензии передали казахским коллегам. Мы не выпадем из повестки.

Китайский путь

Некоторые эксперты вменяют в вину нашим чиновникам то, что они не «затащили» сюда китайских производителей. Однако сделать это не так просто. Мы же не можем просто «забрать» производственные мощности и посадить туда китайцев.

Мы можем их выкупить, однако не стоит забывать про правообладателя этого производства. Тот же Volkswagen не готов кому-либо перепродавать свои ноу-хау.

Они могут сказать: «Выкупайте у нас корпуса, а оборудование мы заберём. Тогда приглашайте кого угодно, хоть из Африки».

Самое главное – не стены и станки, а технологии, программное обеспечение роботов, к примеру, в покрасочном цехе или на лазерной сварке. Это никто и никому не отдаст. Зачем взращивать конкурентов? Им интересно сохранить свои эксклюзивные права на производство и получать с этого доход.

К тому же, даже на наших автомобильных заводах у нас нет такого положительного практического «кейса», опыта по собственному производству. Автомобильный рынок же глобален. Он выстроен как конвейер и связан с огромным числом поставщиков из разных концов света. Как конструктор «Лего» – собирается из разных деталей.

Разрушить цепочку легко, а возобновить весь процесс – занятие весьма трудозатратное. Да и что у нас есть «своего»? Свои автомобили? Свои дизайнеры? Я о таких не слышала.

Ну и, при всём уважении к китайским компаниям, они слишком замкнуты в себе, «закрыты». С ними очень сложно работать в части поставщиков.

А если нам удастся сохранить «наш» продукт, то значит, и поставщиков тоже, которые и ранее поставляли узлы и компоненты для нашего автокластера. Это очень ценный продукт с высокой и развитой культурой производства. Поэтому, конечно же, важно, чтобы они продолжили работу с нами.

«Грех» Артамонова

Сейчас очень многие критикуют бывшего губернатора Калужской области Анатолия Артамонова за то, что привлечение иностранных инвесторов вовлекло наш регион в определённую зависимость от них.

Здесь важно понимать следующее. Если бы у нас не произошли такие изменения и власти не решились бы на привлечение иностранцев в экономику региона, то у нас бы не было тех отраслей, которые, диверсифицируя экономику региона, закрывают «дыры», возникшие сейчас от простоя автомобильного производства.

Прежде всего, стоит сказать о фармацевтике. Например, никто бы из фармкомпаний не рассматривал наш регион, если бы мы не отработали технологию работы с инвесторами, которая легла в основу регионального инвестиционного стандарта. Этот стандарт сейчас внедряется во всех регионах.

И главное – никто из этих инвесторов и знать бы не знал про Калугу. А после появления у нас того же Volkswagen а у региона появилась своя «брендовая» история. Затем появились Peugeot и Volvo. Это сработало как самая настоящая реклама – продвижение региона.

Фармпроизводство заменит автокластер?

Фармацевтика – это тоже глобальный рынок со своими развитыми цепочками поставщиков. В любом случае, пока не «придушили» поставки сырья и субстанций, необходимо провести огромную работу для того, чтобы фармгиганты могли обеспечить себя различными компонентами.

Сейчас работа в этом направлении идёт нормально. Однако автокластер – это было слишком серьёзно. Фармацевтика – это всё-таки высокотехнологичное производство, а это означает, что на таких производствах требуется меньше людей. И персонал туда набирается с очень высокими квалификационными требованиями. Это не конвейер на автозаводе.

В этой сфере значительную часть работы составляют научные исследования. Необходимы высококлассные специалисты, которые подготовлены по всем международным стандартам. Поэтому с кадрами в данной нише могут возникнуть трудности.

Фармацевтика была вторым после автопроизводства направлением, которое, в какой-то степени, должно страховать экономику региона.

Парадоксально, но за именитыми иностранцами в Калужскую область приходят отечественные компании, которые хотят расширять производство. Например, Деко Груп.

Так происходит практически всегда: сначала приходит «лидер», а следом за ним и остальные. Если бы у нас был отечественный «Фольксваген» или «Тойота», то лидерами были бы они. Информационный шлейф, который простирается за такими компаниями, безусловно, привлекает и более мелких игроков рынка. Сразу же возникают компании, которые оказывают малые услуги. Наш региональный бизнес, который обслуживал такие крупные корпорации, также пострадал.

Итоги

Ни один настоящий бизнесмен не откажется от рынка, который ему интересен. В Калужскую область вложены большие средства, построены технологичные производственные мощности. Их нужно оптимально реализовать.

Нужно понимать, что иностранные компании были бы совсем не против продолжать работать в Калужской области. Такие политические и экономические потрясения не играют на руку ни инвесторам, ни, тем более, региональным властям. Однако от политического «водоворота» не застрахован никто.