Рассказали, сможет ли российское ПВО прикрыть Калугу от «гибридной угрозы»

icon 16/02/2023
icon 09:45

© Смогут ли «Панцири-С1» и «Буки-М2» прикрыть стратегические узлы в зоне СВО от гибридных снарядов GLSDB? Натурные испытания опытного прототипа гибридного дальнобойного управляемого реактивного снаряда GLSDB со второй (боевой)

Смогут ли «Панцири-С1» и «Буки-М2» прикрыть стратегические узлы в зоне СВО от гибридных снарядов GLSDB? Натурные испытания опытного прототипа гибридного дальнобойного управляемого реактивного снаряда GLSDB со второй (боевой)

Наши коллеги из "Тульских новостей" проанализировали, насколько обещанные США Украине "гибридные" ракеты могут представлять опасность для российской армии в зоне СВО.

Полторы недели назад пресс-секретарь Минобороны США Патрик Райдер сообщил о включении в грядущие «пакеты» военно-технической помощи Киеву неназванного количества гибридных двухступенчатых управляемых реактивных снарядов GLSDB («Ground-Launched Small Diameter Bomb»), обладающих радиусом действия 150 - 160 км. Озвученный информационным агентством «Bloomberg», со ссылкой на близкие к Пентагону экспертные сообщества, продленный 9-месячный период поставки GLSDB 19-ракетной, а также 43-й и 53-й артиллерийским бригадам ВСУ обусловлен тремя факторами:

 - во-первых, - необходимостью производства крупной партии авиационных планирующих управляемых авиабомб GBU-39B/1 SDB («Small Diameter Bomb»), представляющих собой вторую боевую ступень снарядов GLSDB, на производственной линии подразделения корпорации «Boeing Defense, Space and Security»;

 - во-вторых, - необходимостью конструктивной адаптации данных бомб к применению в составе снарядов GLSDB (предусматривает оснащение планирующих бомб GBU-39B/1 специализированными сбрасываемыми переходными муфтами с крестообразными пазами для размещения в головных частях твердотопливных разгонных блоков неуправляемых реактивных снарядов M26A1/2);

 - в-третьих, - необходимостью программно-аппаратной адаптации систем управления огнём определённого количества поставляемых Киеву пусковых установок M142 HIMARS и M270 MLRS к применению новы снарядов GLSDB  (в частности, оснащения терминалов СУВ/целераспределения дополнительными аппаратными блоками с шинами обмена данными MIL-STD-1760B, посредством которых в инерцально-навигационные модули бомб SDB будут загружаться индивидуальные координаты целей перед залповым пуском из установок HIMARS и MLRS).

Между тем, на фоне грядущих поставок ВСУ модернизированных пусковых установк M142 и M270 со снарядами GLSDB, особую актуальность обретает анализ их тактико-технических достоинств и недостатков в противостоянии с российскими зенитно-ракетными средствами.

В частности, невзирая на высокую начальную скорость (порядка 2,7 - 3М) гибридных управляемых снарядов GLSDB в момент выгорания зарядов РДТТ разгонных ступеней M26A1/2, дальнейший полёт отделившихся на высотах 7,5 - 15 км планирующих бомб SDB осуществляется исключительно по инерции с воздействием аэродинамического сопровтивления и снижением скорости до 1300 - 1200 км/ч. Затем раскрывается складное крыло и бомба выходит на маршевый отрезок планирования в целевой район с постепенным снижением скорости с 950 до 650 км/ч. Данный отрезок траектории имеет протяжённость порядка 90 - 120 км, что в совокупности с восходящей ветвю и терминальным участком траектории обеспечивает дальность до 160 км.

Маршевая скорость полёта порядка 750 - 650 км/ч (в 3,5 - 3 раза меньше, нежели у штатных снарядов M31A1 систем HIMARS) превращает маломаневренные бомбы GBU-39B/1 в достаточно простые цели как для дальнобойных ЗРК С-300В4 и С-400 «Триумф», так и для комплексов средней дальности «Бук-М3» и ЗРПК малого/среднего радиуса действия «Панцирь-С1» и самоходных ЗРК «Тор-М2У». Тем не менее, есть и неутешительная деталь.

В отличие от полноразмерных унитарных управляемых реактивных снарядов GMLRS систем HIMARS/MLRS, обладающих эффективной отражающей поверхностью (ЭОП) около 0,07 - 0,1 кв. м, малоразмерные бомбы GBU-39B/1 с широким применением радиопоглощающих покрытий и композиционных материалов в конструкции корпуса обладают ЭОП порядка 0,015 - 0,03 кв. м. Как следствие, радары подсвета и наведения 92Н6 комплексов С-400 смогут обнаруживать SDB на удалении не более 110 км, радары подсвета 9С36М комплексов «Бук-М3» - 25 км, радары наведения 1РС2 комплексов «Панцирь-СМ» - на удалении 7 - 10 км.

В условиях планируемой вероятной поставки в строевые части ВВС «незалежной» многоцелевых истребителей «Tornado GR.4» (либо иных машин) c контейнерным многодиапазонными станциями РЭБ вышеуказанные дальности обнаружения могут снизиться ещё на 15 - 20%. Следовательно, временное окно на «завязку трасс» приближающихся бомб SDB будет сужаться до отрезка, аналогичного временному окну для перехвата снарядов M31A1.

Более того, в отличие от управляемых реактивных снарядов семейства GMLRS/ER-GMLRS, менее высокоскоростные бомбы SDB способны следовать более гибкими маршрутами, максимально огибая радиусы действия заранее разведанных зенитно-ракетных средств войсковой ПВО и ВКС России. В подобных условиях смешанные зенитно-ракетные бригады войсковой ПВО России на ракетоопасных направлених зоны СВО должны быть не только насыщены должным количеством дивизионов ЗРК С-400, «Бук-М3» и «Панцирь-С1», но и подвергнуты заметной оптимизации рассредоточения отдельных взводов и батарей ЗРК.

Данная схема иллюстрирует способность планирующих УАБ SDB поражать целевые объекты с любых ракурсов / операционных направлений на сложном рельефе местности (включая долины, горных хребты и холмы), а также способность огибания радиусов действия зенитно-ракетных средств и радиусов онбнаружения и «захвата» на точное автосопровождение различными многофункциональными радиолокационными комплексами.

Так, с учётом захвата бомб SDB радарами 9С36М на точное автосопровождение на удалении порядка 25 км, отдельные взводы или батареи комплексов «Бук-М3» на Мелитопольско-Бердянском отрезке должны быть рассредоточены на удалении не более 35 км друг от друга, что обеспечит взаимоперекрытие радиусов поражения и максимальную огневую производительность в случае массированного удара снарядами GLSDB. В аккурат между огневыми позициями (позиционными районами) «Буков-М3» должны быть развёрнуты дополнительные взводы ЗРПК «Панцирь-СМ» или «Тор-М2У» для перехвата прорвавшихся бомб SDB.

Все вышеперечисленные зенитно-ракетные средства должны пребывать в опреративной глубине порядка 65 км от предполагаемых огневых позиций САУ «Archer», CEASAR и PzH-2000 ВСУ (вне рубежей огневого воздействия снарядов VLAP и M982 Block I «Excalibur»). Только подобным образом подразделения ВС России и города Приазовья, включая Мариуполь, могут быть надёжно прикрыты от ударов гибридными управляемыми снарядами GLSDB.