«Успех в честном труде и саморазвитии»: Татьяна Леонова о подготовке перспективных кадров для Калужского региона

© ООО "Региональные новости"
Важнейшее направление для каждого региона – кадровая политика. Грамотные специалисты — это залог успешного развития любой сферы. А в современном мире приоритет делается на инновациях. Но как же формируются кадровые резервы? Какие шаги предпринимаются для подготовки будущих кадров? О том, как образовательная система адаптируется к потребностям рынка труда и какие инициативы реализуются для повышения квалификации молодежи, «Калужские новости» поговорили с заместителем губернатора Калужской области Татьяной Леоновой. Именно Татьяна Леонова курирует в регионе реализацию госполитики в сфере научно-технологического развития и инновационной деятельности и является заместителем председателя комиссии Госсовета по направлению «Кадры».
- Как ведется подготовка специалистов в инновационных сферах в возрасте от 14 до 24 лет. Как организован этот процесс, начиная со школьного времени?
- Калужская область сейчас становится центром инженерного образования. У нас построен новый кампус МГТУ им.Баумана, а также развивается обнинская площадка МИФИ, где студентам предлагается обучение по различным направлениям, включая ядерную энергетику. Кроме того, мы ищем способы привлечения студентов из других регионов, так как в нашем регионе сейчас наблюдается нехватка специалистов — порядка 16 тысяч вакансий. Это означает, что нам необходимо закрывать дефицит, привлекая к работе не только молодых людей из Калужской области, но и специалистов из других регионов.
Важнейшая задача — профориентация детей еще в школе. Мы работаем над тем, чтобы помочь ребятам понять, какие специальности будут востребованы в будущем, и что для этого нужно изучать. Вот почему мы акцентируем внимание на естественных науках. Например, математика, физика, химия и биология — это основы, на которых строится дальнейшее обучение в вузах и профессиональных училищах.
У нас имеется пилотный проект от минтруда по маршрутизации, который позволяет школьникам ориентироваться на выбор профессий с учетом будущих запросов на рынке труда. Мы активно корректируем контрольные цифры приема в вузы и СПО на основе запросов работодателей, что позволяет адаптировать образовательную программу под реальные потребности. Таким образом, создается целостная цепочка — от школьного обучения до получения специальностей, что должно помочь обеспечить трудоустройство молодых специалистов в будущем.
- А как конкретно это ориентирование происходит? Проводятся ли какие-то мероприятия, встречи? Что нужно сказать ребенку в возрасте 14-16 лет, который еще не понимает, кем он себя видит в будущем?
- Это действительно непростой возраст, когда многие подростки не знают, кем хотят стать. Важно понимать, что профориентация начинается с семьи, с родителей. Времена меняются, и те профессии, которые были востребованы в прошлом, могут утрачивать актуальность. К примеру, чтобы подростки могли видеть, к каким специальностям они могут стремиться, мы должны создать соответствующую образовательную среду. Новые школы, построенные по концессии, как в Калуге и Обнинске, уже внедряют элементы профориентации. У таких школ есть возможность создать атмосферу восприятия науки и техники, где находятся формулы, изображения ученых и примеры их достижений. Когда ребенок ходит по таким коридорам и видит информацию о местных ученых, эта ненавязчивая подача может вызвать интерес: «Кто такой Лейпунский?» – и он начинает задаваться вопросом, что это за человек, и кем он может стать. Это очень важно для формирования образов профессий.
Мы также сотрудничаем с Высшей школой экономики, чтобы визуализировать образ современного инженера. Большинство людей имеют устаревшие представления о профессии, думая, что инженер — это кто-то, кто просто крутит гайки в синем халате. Нам нужно создать новые, вдохновляющие образы профессий, которые смогут затянуть детей. Наша цель — показать, что успешный человек — это не тот, у кого много материальных благ в виде машин и яхт. Успех заключается в честном труде, саморазвитии и понимании, чего ты действительно хочешь в жизни. И это понимание формируется через профориентационные мероприятия: экскурсии на предприятия, мастер-классы, встречи с профессионалами и т.д. Мы организуем выезды в технопарки, где молодежь может познакомиться с различными профессиями и тем, чем они могут заниматься.
- Какой вопрос чаще всего задает молодежь относительно карьерного роста?
- Одним из наиболее распространенных вопросов является: «Сколько я буду зарабатывать?» Этот вопрос абсолютно уместен, так как мы живем в реальном мире, где нужно обеспечивать себя. Если молодой человек интересуется только зарплатой и не задает вопросов о своих функциональных обязанностях и перспективах роста, это может быть сигналом о том, что его не интересует развитие.
Профориентация важна именно для того, чтобы дети понимали, что нужно искать не только заработок, но и радость от работы. Если у человека не складывается путь в специальности, это может привести к потере времени и ресурсов.
Исследования показывают, что молодым людям становится все более важна комфортная рабочая среда. Они ценят атмосферу, в которой находятся, и ищут работу, которая приносит удовольствие. Это новое поколение ищет не только финансовую стабильность, но и возможности для развития и самовыражения. Например, участие в играх может быть превращено в возможность создавать или управлять технологиями, такими как беспилотники. Это дает молодым людям шанс не только развлечься, но и задуматься о том, как будет выглядеть их карьерный путь.
Кроме того, мы должны понимать, что технологии меняются, подходы к работе также. Несмотря на это, основные человеческие ценности и необходимость формирования позитивного имиджа профессий остаются важными. Специалисту в профориентации, нужно не только встраивать современные методы, но и поддерживать диалог с молодежью, чтобы понять, что для них значит карьера и какие профессии им интересны.
Что касается бизнеса, он также должен быть заинтересован в поддержке молодых талантов. Создание стартапов, венчурное финансирование и поддержка новых технологий могут дать толчок к дальнейшему развитию общества в целом. Мы должны стремиться к тому, чтобы бизнес понимал важность инвестиций в молодых специалистов, которые могут предложить новые идеи и решения для предприятий. Конкуренция со стороны соседних регионов также имеет большое значение для нас.