Перезапуск автозаводов: почему автокластер стал по-настоящему калужским

© телеграм-канала Владислава Шапши
В последние годы калужский автопром стал ярким примером того, как человеческий фактор может влиять на восстановление и развитие отрасли в условиях беспрецедентных вызовов. Губернатор Калужской области Владислав Шапша показал, что даже в сложных экономических условиях возможно не только сохранить, но и развить автокластер региона. Теперь автокластер стал по-настоящему калужским.
С началом в 2022 году антироссийских санкций и напряженной международной политической ситуации, калужский автопром столкнулся с серьёзными трудностями. Глобальные автоконцерны, которые долгое время инвестировали в развитие местных производственных мощностей, оказались перед необходимостью закрыть свои заводы. Однако внедрение альтернативных решений и оптимизация управления, проводимые под руководством Шапши, позволили избежать негативного сценария. На пике автомобильная промышленность обеспечивала около 40% всего промышленного производства Калужского региона. В ней взаимосвязанно работали 30 предприятий и почти 10 тысяч человек. А под санкциями автокластер практически остановился.
Завод Volkswagen в Калуге принял решение о временной остановке предприятия из-за отсутствия ряда комплектующих, поставляемых с Украины. Volvo Групп также не смогла работать из-за антироссийских санкций. Возникли проблемы и на «ПСМА Рус».
Важно было сохранить предприятия и коллективы. Шла борьба за каждое производство. Тогда Правительство страны одобрило передачу заводов российским собственникам. Губернатор Калужской области Владислав Шапша на своем отчете перед депутатами Законодательного собрания сообщил о полном восстановлении знаменитого калужского автокластера. Глава региона сделал акцент на том, что в отличие от большинства иностранных компаний, калужские автопредприятия не закрыли свои заводы, а перевели их в режим простоя с минимальными потерями для персонала. Это решение спасло рабочие места и предотвратило социальный кризис в регионе. Сценарий обрушения экономики в Калужской области не сработал.
Одним из ключевых факторов успеха восстановления автокластера стала открытая и прозрачная коммуникация губернатора с общественностью. Владислав Шапша уверенно разъяснял ситуацию с заводами, тем самым предотвращая панику среди жителей региона. Он отказался от громких обещаний и пустых заявлений, что позволило сохранять финансовую и кадровую стабильность на предприятиях.
Шапша наладил системную работу с федеральным центром, где также получил поддержку представителей бизнеса. Благодаря этому уровень доверия между государством и экономическим сектором возрос, что стало основой для мирного и стабильного восстановления работы автопроизводств. Важным шагом в этом процессе стало привлечение новых инвесторов и технологий для калужского автопрома. Губернатор провел продуктивные переговоры с китайскими партнёрами, в результате чего в области начали выпускать автомобили марок Haval, Next, Cherry Tiggo и Tenet. Владислав Шапша использовал свой уникальный опыт ведения переговоров и деликатный подход к бизнесменам, чтобы найти взаимовыгодные решения.
Это позволило привлечь технологических партнеров из Китая, которые обеспечили необходимую поддержку и согласование условий сотрудничества. И уже к 2024 году калужский автокластер не только восстановил свои позиции на рынке, но и начал реализацию новых производственных планов. В компании «Автомобильные технологии», например, запустили сборку легковых кроссоверов, а на других производственных площадках активно началась работа по созданию крупнотоннажных грузовиков. Производственные мощности, которые были временно остановлены, вновь вышли на пик активной работы. Планы на будущее включают не только серийное производство автомобилей, но и укрепление позиций местных производителей автокомпонентов. По итогам 2024 года регион произвел 13 тысяч легковых автомобилей и 2 тысячи грузовых машин. Общий объем продукции автомобильных предприятий превысил 31 млрд рублей, а рост отрасли составил 105,2%.
Смена собственников прошла без значительных задержек. Стратегический подход губернатора к переговорам и договоренностям стал ключевым моментом в восстановлении производственных мощностей. Иностранные собственники заводов до последнего ждали смены настроений у своих политических хозяев и готовы были остаться работать в Калужской области. Но этого не произошло, поэтому они были вынуждены уйти и возврат, если он возможен, будет проходить на российских и калужских условиях.
После решения проблемы будущего автокластера губернатор доложил об этом Президенту Владимиру Путину. «Мощности ПСМА Рус снова в работе! На этой площадке компания «Автомобильные технологии» запускает производство легковых кроссоверов. Проделали большую совместную работу. Несмотря на трудности, руководство компании не отступило от намеченных планов. Для нас важно, чтобы были сохранены профиль предприятия, рабочие места. Это уже второе предприятие автопрома, которое после вынужденной паузы возобновляет выпуск машин. И по третьей площадке ждем хороших вестей со дня на день. В прошлом году по промпроизводству немного просели. Но сейчас, даже пока без учета автопрома, выходим на рост», - рассказал тогда Шапша.
Фото: http://www.kremlin.ru
Темпы развития промпроизводства в Калужской области по итогам 2024 года прогнозируют рост и динамичное развитие. Губернатор Владислав Шапша продемонстрировал, как важен человеческий фактор в сложнейших условиях, и его деловые и личностные качества стали определяющими в восстановлении калужского автокластера.
«Еще в 2022 году все мировые эксперты говорили о том, что калужского автопрома больше не существует. Черный лебедь наступил для калужских производителей. Марки Peugeot, Volvo, Volkswagen решили коварно поступить и выйти из производств Калужской области. Сегодня на этих предприятиях работают новые партнеры в основном из дружественных стран. На самом деле — это заслуга работы правительства, потому что наш губернатор сказал, что калужский автокластер будет сохранен. И он действительно продолжил работу и приобрёл новую компетенцию, которой до этого не было», - отмечает эксперт, председатель комиссии по экологии, экономике и устойчивому развитию Общественной палаты Калужской области Сергей Верхоламочкин.
Стояла большая и очень сложная задача – сохранить человеческий капитал, и компетенции в области производства автомобилей. И эта работа сложнее вдвойне, так как необходимо было показать не то, что можно начинать с нуля, а то, что возможно на базе уже существующих технологий, разработать новые.
«На самом деле это серьезная тяжелая работа, которая была еще продемонстрирована на уровне нашего правительства. Это такой маленький шаг назад, чтобы сделать два шага вперед. Ведь за тем, как происходит становление наблюдают не только в России, но и за границей. И это хороший знак не только к тому, что надо возвращаться в Калужскую область, но и приходить новым инвесторам. Это показывает, что регион всегда исполнит взятые на себя обязательства и поддержит тех, кто готов работать с Калужской областью», - добавляет эксперт.
Регион, который когда-то зависел от западного капитала, теперь стоит на пороге новой эпохи, где контролировать процессы будет местное управление на условиях, устраивающих всех участников бизнеса. Уже в 2025 году на территории Калужской области будет выпущено более 100 тысяч автомобилей.