Хотел романтики, а получил зиму и погони: сотрудник ДПС из Калуги рассказал о своей работе
Зима и погони - сотрудник ДПС из Калуги рассказал о своей работе
© Фото: из личного архива Александра Сороченко
Свой путь в полиции Александр Сороченко начал по совету отца, а спустя годы понял: эта работа – больше, чем форма и штрафы. В интервью он рассказывает, как тяжелые смены сочетаются с чувством удовлетворения, почему погони по ночным улицам стали привычными и что заставляет его оставаться в профессии.
– Сколько вы работаете в ДПС?
– С 2015 года, уже 10 лет. В 2020 году я увольнялся, переходил в Росгвардию, были некоторые конфликтные ситуации на работе. Через восемь месяцев понял, что это не мое, и решил вернуться обратно.
– Что побудило выбрать именно эту профессию?
– Я с 2011 года вообще работаю в полиции. Изначально не хотел, это больше был выбор родителей. Отец сказал: «Сходи, попробуй», – ну я и попробовал. Работал в ведомственной охране до 2015 года, ее сократили, и выбор был невелик. Почему-то захотелось в ГАИ, хотелось какой-то романтики. Всегда считалось, что ГАИ престижная служба.
– Что самое сложное в работе?
– Зима. Долго стоять на улице.
– А что приносит наибольшее удовлетворение?
– Ловить пьяных за рулем. Чувствуешь, что делаешь что-то правильное, очищаешь город от этой “рвани и грязи”.
– Опишите свой стандартный рабочий день.
– Встаю в пять утра, надеваю форму, проверяю, чтобы была чистой. В полседьмого приезжаю на работу, получаю оружие и иду на развод. Развод – это утреннее совещание: нам докладывают ориентировки, отчёт о том, что было сделано за предыдущие сутки – сколько пьяных, сколько нарушений выявлено. Спрашивают, готовы ли к службе, проверяют знание статей, порядок применения оружия. Командир проверяет внешний вид, и мы распределяемся по машинам.
Осматриваем транспорт – колеса, техническое состояние и выезжаем на маршрут. Смотрим состояние дороги: где горит свет, появились ли новые ямы. Дальше работаем по карточке маршрута, выявляем нарушения.
– С какими самыми запоминающимися случаями приходилось сталкиваться?
– У нас каждый день что-то происходит. Недавно ночью ехали по Гагаринскому мосту. На обочине стояла газель, а рядом мужчина в футболке… справлял нужду прямо на проезжую часть. Мы решили дождаться, когда он поедет, и проследить за ним. Не стали останавливать на въезде в город, если бы он испугался и вышел, машина могла покатиться. В городе подали сигнал остановиться – он уже «петлял», сразу было видно, что ведет себя неадекватно. На сигналы не реагировал, только ускорялся.
Напарник вызвал помощь, экипажи подъехали быстро, перекрыли сквер тремя машинами. Он остановился, сотрудники открыли дверь – резкий запах алкоголя. Потребовали выйти, он отказался, хватался за форму, оказывал сопротивление. Пришлось применить физическую силу. Вытащили, положили на асфальт, надели наручники. Оказался пьяный.
Интересно, что пьяных девушек я никогда не ловил.
– Как вы относитесь к негативу со стороны водителей?
– Привыкаешь. Мы же людей штрафуем. Каждый, кого останавливаем, говорит: «Командир, может, простите?», а они не понимают, что так говорит каждый. Кто-то нормально реагирует, кто-то начинает грубить. Со временем просто перестаешь реагировать.
– Как принимаете решение – выписать штраф или ограничиться предупреждением? Что влияет?
– Грубость нарушения. Если это какая-то мелочь – перешел дорогу в неположенном месте, например, пожилой человек.
Или если человек признает вину: не пропустил пешехода, – нарушение серьезное, но он вышел, сказал: «Извините, не заметил, виноват». Пробиваешь по штрафам – а у него их никогда не было. Зачем портить историю? В таких случаях просто предупреждаю.
– С какими самыми частыми ошибками в трактовке ПДД сталкиваетесь?
– Когда пешеходов не пропускают. Люди не понимают, что, если он ступил на проезжую часть, ты уже обязан остановиться.
В правилах есть нюансы, которые трактуют неправильно. «Уступить дорогу» – значит не продолжать движение. Но некоторые думают, если пешеходу не помешал можно ехать.
Еще проезд на запрещающий сигнал светофора: люди думают, что на желтый можно ехать.
– Какой пункт ПДД водители нарушают чаще всего?
– Наверное, половину всех правил, когда видят, что нет камер и инспекторов. Если торопятся куда-то, то процентов 80 нарушают.
– С какими стереотипами о сотрудниках ГИБДД сталкивались?
– Все думают, что мы стоим на дороге, чтобы деньги собирать для государства или для себя. Но большинство сотрудников наоборот топят за справедливость, чтобы никто не нарушал, чтобы был порядок на дороге. Для многих это важно. А люди думают, что мы берем взятки – стереотип идет еще с 90-х.
– Что в вашей работе вызывает чувство гордости?
– Многое. В основном – ловить грубых нарушителей: тех, кто ездит по встречке, пьяных, без прав. Мне важно убирать таких людей с дорог.
Беседовала Екатерина Мазурова