Нестабильный футбол, конфликт с трибунами и перспективная молодежь. Интервью с руководителем ФК «Калуга» Олегом Митрофановым
©
Футбольные болельщики не устают обсуждать: этот сезон ФК «Калуга» заканчивал нестабильно. Почему клуб играет именно так, кто дает денег на футбол, что случилось с болельщиками и почему поменяли главного тренера? Обо всем в эксклюзивном интервью «Калужских новостей».
- Олег Геннадьевич, мы хотели поговорить с вами в первую очередь о спонсорах. О финансировании нашего футбола и зависимости результата от финансирования…
- Большинство вопросов финансирования – это коммерческая тайна, причем, не столько наша, сколько наших партнеров. Не думаю, что эту информацию уместно распространять в СМИ. И потом – я бы не стал говорить, что деньги – это гарантия успеха. Результат команды зависит, скорее, от уровня мастерства спортсменов. Сейчас в команде много юных футболистов, которые, что называется, «не нюхали пороху» во втором дивизионе. Профессиональный футбол требует определенного уровня мастерства, который приходит с опытом. Ведь не рождаются генералами, генералами становятся!
- Есть ли у нас возможность когда-нибудь воспитать генералов? Подровняться, например, под «Арсенал»?
- Это сравнение не совсем корректно. «Арсенал» - команда Премьер-лиги, в которой собраны профессионалы высокого уровня. В Туле болеют футболом, а не за своих воспитанников. А в Калуге болельщик хочет видеть выступления как у «Зари» 30-летней давности, когда команда, собранная из местных игроков, показывала красивую игру.
- То есть наши трибуны ходят на «своих» и у нас мало приглашенных игроков?
- Верно. У нас много молодых футболистов, которые пришли из местных спортивных школ – калужского «Торпедо», обнинского «Кванта», ДЮСШ «Людиново». И мы действительно делаем ставку на наших воспитанников потому, что калужский регион должен иметь свое лицо. Но, конечно, о первой лиге пока говорить рано. И первая причина – это молодость и неопытность игроков. В числе прочих причин я назову финансовую нестабильность и отсутствие собственной базы. Мы, например, сейчас находимся на территории спортивной школы (интервью проходило перед матчем «Калуга»-«Зенит» на стадионе в Анненках – прим. авт.). ФК «Калуга» принимает матч первенства страны на территории детской школы, что идет вразрез с принципами профессионального футбола. Это школа должна быть при клубе, а не наоборот.
- Вы говорите, что виной всему неопытность, а ее легко исправить. Когда же ждать результатов?
- Ребятам сейчас по 17-18 лет и через три-четыре года это будет хорошая команда. Сейчас мы ожидаемо попали в функциональную яму и показываем нестабильный результат. Так получилось, что некоторые футболисты ушли из-за возраста, кто-то получил травмы, остались молодые и неопытные. Часто бывает так, что спортсмены, которые показывают стабильные результаты, через два-три года вдруг теряются. И это ожидаемая норма и проблема не ФК «Калуга», а юношеского организма. Многие бросают футбол на этой стадии – начинают задумываться о другом образовании, о другой карьере. Футбол для некоторых не является главной составляющей жизни, очень мало ребят, которые настроены на реальный серьезный результат.
- В этом сезоне команду ругают, как вы это прокомментируете?
- Мы прекрасно знаем, что нас ругают. Но мне не хотелось бы быть несправедливым к ребятам. Они стараются, у них горят глаза, они действительно много сил и времени тратят на подготовку. Но им не хватает опыта. А как только чувствуют, что не получается, начинают опускать руки, теряют уверенность в своих силах. Такое есть. Но на своих ошибках они учатся.
- А есть потенциальные звезды? Вот, чтобы прям Пеле?
- Если спортсмен попал в профессиональный футбол, это уже означает, что у него хороший потенциал и что его уровень можно поднимать. Но Пеле, конечно, в России не рождаются, они рождаются в Бразилии.
- А если родится, вы его заметите?
- Невозможно не заметить талантливого футболиста. Мы их всех сразу замечаем и лично знаем. Но когда они достигают определенного возраста – обычно это старшие классы, - огромное давление на них начинают оказывать родители. На первый план выступает хорошее образование и смена профессии в ближайшей перспективе. В 23 года они начинают совсем другую карьеру. И на моей памяти таких случаев было достаточно.
Про деньги
- Родителей можно понять, они хотят лучшего для своих детей. Значит, надо столько платить спортсменам, чтобы они держались за профессию и не бросали ее.
- Да дело не в деньгах, что вы уперлись в деньги? Желание стать футболистом – это перво-наперво не желание заработать денег, а другое совсем желание.
- Туляков тоже отговаривают родители? Почему, если дело не в деньгах, они не бросают, а растут?
- В последние годы тульский футбол стал так стремительно развиваться потому, что туда пришли большие деньги. Это правда.
- Как они пришли? Почему они не пришли в Калугу?
- Это тайна, покрытая мраком. Я знаю, как в «Тосно» пришли деньги. Там появился предприниматель, который создал и поднял на ноги эту команду. Он подобрал коллектив, тренеров, администрацию… Это человек, который заработал себе на жизнь достаточно прилично и решил реализовать свою детскую мечту. Вот и все.
- Если в Калугу придет человек с большим кошельком, вы будете готовы с ним общаться?
- Если такой человек придет, это будет великое дело для Калужской области. Мы в беспрестанном поиске партнеров и спонсоров с самого начала работы. А еще мы в поиске хозяина футбольного клуба, единого владельца.
- На этом пути у вас были какие-то серьезные предложения?
- Не много. Футбольный мир несколько закрытый. Люди, которые хотели вложить деньги, чаще всего хотели реализовывать свои амбиции не в футболе, а в чем-то другом. Не будем углубляться, это некорректно.
- Я так понимаю, футбол поддерживается и из областного бюджета?
- Футбол не может постоянно брать бюджетные деньги. В Калужской области нет ни нефти, ни газа, кормиться за счет денег бюджета мы не можем. Да мы этим особенно никогда и не пользовались. Все финансирование оттуда идет в виде субсидий на проведение определенного рода мероприятий в виде соревнований, приобретение экипировки, на выездные матчи, подготовку к соревнования – вот и все. Все остальные деньги – это наш поиск, работа с учредителями.
Про трибуны
- Давайте еще раз сравню вас с «Арсеналом»: почему у них есть такая армия фанатов, а у нас с этим совсем другая ситуация?
- Исторически «Арсенал» играл всегда рангом повыше, чем Калуга. Но отношение к футболу там такое же, как и везде: хорошо играет команда – полные трибуны, плохо – ходят только фанаты. Когда в Тулу пришли спартаковские футболисты вместе с Аленичевым, «Арсенал» стал показывать хорошие результаты, у них образовалась армия поклонников. Но Тулу и Калугу все же нельзя сравнивать. Там город в два раза больше, там стадион в центре. Сюда же не попасть, когда игра в пятницу, летом. Вы видели, какие пробки тут стоят? Стадион должен быть не на окраине, это болельщицкий менталитет. Кем наполнялся стадион «Центральный»? Не только фанатами, но и теми, кто приходил за компанию. Сегодня вопрос поддержки для нас очень болезненный. Морально тяжело понимать, что ты играешь за город, а город за тебя не болеет.
- Что за история у вас в этом году случилась с болельщиками?
- Да, сложная ситуация. Есть понятие активные болельщики – фанаты. Вокруг этого активного сектора немало сложностей.
Фанатская трибуна находится прямо напротив нас. Она заполняется минимум на треть, то есть поклонников достаточно. Но у них представление о футболе разнится с представлением о футболе у ФК. В начале этого года мы предлагали болельщикам создать фан-клуб, который позволял бы нам защищать их права, в том числе и перед полицией. Ведь существует много вопросов, которые мы могли бы решать, если бы у нас был диалог не с фейковыми лицами из интернета, а с реальными людьми, которых мы знаем. Мы несколько раз встречались и пытались поговорить, но диалога не получилось. Наши предложения они интерпретировали по-своему. После этого случилось много неприятных ситуаций, связанных с взаимодействием с полицией….
- Дрались что ли они?
- Не дрались. Последние изменения в законодательстве сильно ужесточили меры безопасности. Та же ситуация, которая в 2010 году интерпретировалась полицией нормально, сегодня влечет за собой наказание. Например, зажжение дымовых шашек. Сейчас за это составляют протокол и в дальнейшем запрещают появляться на стадионе. А мы ведь несем ответственность за свои трибуны перед профессиональным футбольным союзом. Вчера было судебное заседание по поводу матча с новомосковским «Химиком» и сумятицей на трибунах (судебное заседание было 3 ноября, ФК «Калуга» суд проиграл, - прим. авт.). Правоохранительным органам пришлось успокаивать болельщиков – выводить их с трибун, окатывать водой. ФК за поведение наших болельщиков наказали административно.
- Что они натворили?
- Если говорить про взаимоотношения с болельщиками, мы хотели бы об этом поговорить отдельно. Ведь спорту нужна поддержка, а не конфликт. И мы готовы идти навстречу.
Про тренера
- Давайте поговорим про текущую ситуацию. У вас сменился тренер…
- Да, я считаю, что у Виталия Анатольевича замылился глаз. Это человек, который с первых дней в клубе, мы друг другу помогаем и мы друг другу нужны, но пока тренера мы поменяем. Решение не популярное, но я его принял. Исполняет обязанности пока Эдуард Викторович Демин, но мы находимся в поиске.
- А Демина не хотите поставить главным тренером? У него же был опыт вроде бы...
- Было несколько опытов: в Калуге, в Коломне, в Орле. Сейчас мы берем своего рода паузу, чтобы понять какие ошибки были внутри. Неудачи сезона складываются из нескольких факторов: здесь и неопытность молодых футболистов, и ошибки тренерского штаба. Поэтому сейчас надо найти и исправить свои ошибки.
Беседовала Александра Петрухина.