Привкус Бредбери, «Самая важная книга года» и таинственная исповедь
©
«Калужские новости» продолжают заполнять свою книжную полку, а также помогать вам пополнить копилку любопытного чтива. Мы рассказываем о книгах, которые показались нам интересными, а вы – выбирайте из них те, что вам больше всего понравились. Сегодня наша полка снова наполнена и интеллектуальна.
Как остановить время
Новый роман английского писателя-фантаста Мэтта Хейга в России вышел относительно недавно. Некоторые, хотя это довольно сомнительно, могли читать книги Хейга «Быть котом» или «Мальчик по имени Рождество». Впрочем, «Как остановить время» это совсем другая, отличная от всего прошлого, история. Когда читаешь эту книгу, возникает волнительное ощущение, будто в момент ее написания где-то, за спиной автора, стоял другой, всемирно известный классик фантастики Рэй Брэдбери. Чувствуется некая преемственность изложения, оттенки старого и знакомого стиля, запах той самой необыкновенной атмосферы.
В центре романа – 41-летний Том Хазард. Однажды он приходит устраиваться учителем в английскую школу. Хочет преподавать историю. Потому что история – это то, что позволяет насладиться прошлым, где остались Шекспир, Чарли Чаплин, джаз, игра на лютне в борделе и – первая любовь. Благодаря истории можно пережить ее снова. Не повторить, но вспомнить. Повторить нельзя ничего, если ты это пережил. А если не помнишь истории, то будешь вечно повторять ее ошибки, жить в них, считает Том. Да, кстати, с Шекспиром он был знаком лично. Тот, в общем-то, устраивал его будущую пассию и любовь всей жизни в театр, торговать яблоками. Ну и давайте проясним сразу: Тому Хазарду более 400 лет.
Страшно? Или тут же стало скучно? Напрасно. Том не герой Стефани Майер. Он не пьет кровь (хотя в свое время автор писал и о вампирах), сердце в его груди по-прежнему бьется, он любит блюз чуть больше, чем Клода Дебюсси, и постоянно рефлексирует. За столько-то лет вспомнить поистине есть что. Чем, на протяжении всего романа, постоянно переносящего читателя в разные временные периоды, и занимается. История, рассказанная Мэттом Хейгом, увлекательная; местами ироничная, местами пронзительная и грустная. Она о человеке, который долго живет в мире. Еще: о человеке, который в этом мире одинок и хочет любви. Одиночество и поиск своей любви сквозь блеск и ветхость веков. Еще вчера ты пил эль в покосившейся таверне, а утром залипаешь в твиттере Дональда Трампа и ставишь лайк понравившейся девушке в фейсбуке. А вдруг – она имеет непосредственную связь с твоим прошлым?...
Добавлю, что права на экранизацию книги уже куплены. Главную роль в фильме сыграет Бенедикт Камбербэтч. Поэтому сейчас, пока картина не вышла, самое время заняться чтением, чтобы было с чем сравнить, но больше – чтобы насладиться хорошо написанной историей.
Беженец
Американский писатель Алан Гратц мало известен в России, хотя написал уже более дюжины книг. В 2016 году он получил Премию международной Ассоциации авторов триллеров (ITW) в номинации «Лучший роман для молодежи». Книга называется Code of Honor, но в русском переводе я ее не встречал. Зато в прошлом году Гратц громко ворвался на отечественную книжную арену с новым романом «Беженец».
Поистине проникновенное произведение построено из драматических историй трех семей, которые между собой, на первый взгляд, никак не связаны. Так, например, история семьи маленького еврейского мальчика Йозефа начинается в Германии, где нацисты начали воплощать в жизнь свою зловещую доктрину, которая впоследствии получит название «Окончательное решение еврейского вопроса». «Хрустальная ночь», поголовные аресты евреев, те страшные времена, когда еще вчера ты был мало чем отличавшимся ото всех немцем, а сегодня, с легкой руки маразматичного фюрера, тебя записали в недочеловеки, место которым – в концлагере. На глазах Йозефа его отца отправляют в Дахау, откуда он хотя и выбирается, но это лишь видимость. Дахау тяжелым молотом разрушает его личность, уничтожает всякую связь с нормальной жизнью, червем выгрызает способность адаптироваться и поражает всякое адекватное восприятие реальности.
Семья маленькой Изабель в 90-х годах живет в Гаване, где в это время шутят так: революция дала Кубе бесплатное образование и здравоохранение, а забрала – завтрак, обед и ужин. Семья девочки ненавидит Фиделя Кастро, город захлестнули беспорядки, но режим тверд, а команданте всегда находит правильные слова, чтобы убедить народ, что во всем виноваты проклятые империалисты.
И наконец Махмуд. Он вместе с родителями живет в Алеппо. На дворе 2015 год. Тут и там гремят взрывы. И самое лучшее, что можно придумать, как полагает мальчик, это стать невидимкой. Не заводить друзей, не привлекать к себе внимания. А после учебы – поскорее мчаться домой.
В какой-то момент своего существования все три семьи решаются на то, чтобы покинуть свои страны. Они собирают волю в кулак, пытаются отбросить страх и – делают это. И здесь – главными двигателями этой истории становятся дети. Именно они проявляют неимоверные усилия, чтобы заставить своих теряющих надежду и уверенность родителей перешагивать через себя, свой страх, и двигаться дальше. И здесь начинается то, что держит тебя до самого конца в полном напряжении. Алан Гратц весьма талантливо подходит к описанию деталей, составлению диалогов и демонстрации гнетущей атмосферы, в которой вынуждены существовать беженцы. Персонажи книги вымышлены, однако их истории более чем реальны. Роман составлен из множества фактов и событий, имевших место в реальности. Написан простым и незамысловатым языком. И, наверное, именно поэтому он получил уже более 40 различных премий.
Я исповедуюсь
Герой романа каталонского писателя Жаумэ Кабре - Адриа Ардевол, музыкант, знаток искусства, полиглот, пересматривает свою жизнь, прежде чем незримая метла одно за другим сметет из его памяти все события. Он вспоминает детство и любовную заботу няни, холодную и прагматичную мать, эрудита-отца с его загадочной судьбой, лучшего друга и, конечно же, любимую девушку, в которую он «по уши влюбился, но так и не смог сделать счастливой». Но что, если я скажу вам, что эта история вовсе не об Адриа и его судьбе? Это история о скрипке, о старинной скрипке Сториони Виал, на которой лежала тень давнего преступления. Все началось много веков назад, в каталонском монастыре Сан-Пере дел Бургал, а звуки фантастически совершенной скрипки созданной кремонским мастером, таинственным образом преображают людские судьбы.
Подготовили: Денис Волин, Елена Торубарова