«Щегол» и «Родина»: или что почитать осенью под пледом и за кружкой какао. Книжная полка «КН»
©
«Калужские новости» продолжают пополнять свою рубрику «Книжная полка». Как мы уже писали ранее, в ней мы рассказываем о книгах, которые нам понравились и которые мы рекомендуем к прочтению тем, кто не знает, что почитать, не претендуя, впрочем, на оригинальность. Сегодня говорим о нашумевшем романе Донны Тартт и романе, которому еще предстоит нашуметь - Фернандо Арамбуру.
«Щегол», Д. Тартт
Нашумевший роман Донны Тартт не так давно был экранизирован. Одну из главных ролей в фильме сыграла Николь Кидман. Однако, сугубо субъективно, картина не впечатлила так, как книга. Роман Тартт развивается неспешно, несмотря на резкое «погружение» после прогремевшего взрыва в зале музея Метрополитен в Нью-Йорке. Он будто бы затягивает в себя читателя, который становится невольным свидетелем многолетней биографии Тео Декера – мальчика, потерявшего мать во время теракта; подростка, пустившегося «во все тяжкие» вместе со своим то ли русским, то ли украинским приятелем Борисом. Роман о разлуке и возвращении, жизни и смерти, взрослении, отторжении и принятии бытия таким, какое оно есть.
Сюжет завязан на мальчике Тео, в руки которого попадает картина Фабрициуса под названием «Щегол». После взрыва, в шоковом состоянии, он прячет ее дома, а потом узнает, что его мать погибла. Внезапно в жизни Тео появляется отец, неудачливый актер и пьяница, бросивший их с матерью и нашедший себе новую пассию. Узнав, что мать мальчика погибла, он возвращается, чтобы забрать сына. Но, кажется, замешаны здесь не только отцовские чувства, внезапно возникшие, как картина «Щегла» в руках Тео. Есть здесь и что-то другое. И вот уже мальчик, отец и его подружка едут в Лас-Вегас, жить дальше. Там Тео и знакомиться сначала с Борисом, потом с русским матом, а затем и с взрослой жизнью.
Роман Донны Тартт местами кажется тяжелом, затянутым, но все-таки представляется по-настоящему большим. Это реальный мир, в котором стоит покопаться.
«Родина», Фернандо Арамбуру
В 2018 году леворадикальная, террористическая организация ЭТА, выступающая за независимость Страны Басков в Испании, объявила о самороспуске. Несколькими годами ранее группировка заявила, что прекращает вооруженную борьбу. За годы своей деятельности боевики ЭТА совершили множество терактов в Испании, которые унесли жизни политических деятелей и простых людей. Роман Фернандо Арамбуру, уроженца Страны Басков, уже с первых страниц погружает читателя в тяжелую атмосферу гражданского противостояния и общественного раскола, вызванного деятельностью террористов.
Граница «Родины» проходит между двумя семьями, живущими в пригороде Сан-Себастьяна. Главы семейств – Чато, успешный предприниматель, и Хошиан – простой работяга, лучшие друзья. Чато помогает Хошиану в силу своих возможностей, Хошиан Чату – как правило, советом. В какой-то момент Чато гибнет от рук боевиков ЭТА, а сын Хошиана – оказывается членом этой группировки. Но чем дальше мы знакомимся с романом, тем сильнее закручивается сюжет.
В какой-то момент мы понимаем, что социальная драма имеет еще более мощный характер. Читая роман, перманентно испытываешь неловкость и отсутствие комфорта, свойственного чтению беллетристики. На протяжении всего времени чувства внутри сродни с теми, что испытываешь, когда смотришь, к примеру, «Солнцестояние» Ари Астера: натыкаешься на нечто, на первый взгляд, ироническое, но не можешь улыбнуться. Внутри что-то гнетет.
Арамбуру удалось максимально возможно погрузить читателя в ту атмосферу, в которой пребывают обе семьи – героев романа. И что еще важно: автору удалось удержаться в середине, дабы невозможно было уловить, чью точку зрения поддерживает он сам, - как писатель, или как баск?.. Как написал в своей рецензии к книге Марио Варгас Льоса, в романе «художественный вымысел становится красноречивым свидетельством о реальных исторических событиях». От себя добавим, что этот тот случай, когда вымысел сплетается с гнетущей реальностью настолько, что сложно понять – есть ли он в романе вообще.
Денис Волин