«Мы не белые и не красные»: интервью с главным инициатором «культурной революции» в Тарусе Русланом Смоленским
© Фото: «Калужские новости»
В среду, 28 октября, мы посетили Тарусу. Этот маленький калужский городок стал одним из самым популярных и обсуждаемых за последние дни в российском информационном пространстве. Реформа, инициированная главой районной администрации Русланом Смоленским, приковала к Тарусе внимание видных политиков, общественников, федеральных журналистов и просто «неравнодушных граждан» со всей страны.
Во время нашей журналистской прогулки по Тарусе мы поговорили с местными жителями и выяснили, что сами тарусяне думают о массовом возвращении центральным улицам города их старых, дореволюционных названий.
Фото: «Калужские новости»
Но наиболее полную картину произошедшего нам представил сам инициатор переименования – Руслан Смоленский.
Смоленский с 2019 года руководит Тарусским районом. Продолжительное время – в статусе врио, но на днях, 22 октября, единогласным решением районного собрания он был назначен главой администрации района.
Мы благодарим Руслана Владимировича за эту большую, обстоятельную и открытую беседу по поводу произошедшей в Тарусе «культурной революции». Уверены, интервью будет интересно не только тарусянам, но и всем тем, кто честно пытается разобраться в тарусских событиях – без навешивания ярких идеологических ярлыков и без искусственного политизирования ситуации.
- Руслан Владимирович, насколько тяжело далось Вам это переименование?
- Вот смотрите, для примера, у нас сейчас в Тарусе идет переход на евроконтейнеры для мусора. И чтобы забирать этот новый контейнер специальным манипулятором, надо чтобы сверху было шесть метров свободного пространства. В некоторых местах мешают провода. Поэтому контейнер надо перенести на шесть-семь метров в сторону. И уже здесь возникают большие проблемы, некоторые горожане возмущаются.
Любое новое всегда вызывает у людей определенное чувство тревоги. Это понятно.
- Даже если это новое – хорошо забытое старое...
- Таруса – уникальный город, градостроительный план которого был утвержден самой императрицей Екатериной Великой в 1777 году. Представить себе, что сейчас градостроительный план Тарусы утвердит президент, наверное, достаточно сложно. А тогда это было.
В чем идеальность этого плана? В точке за алтарной частью храма Петра и Павла на нашей Соборной площади сходились две осевые, радиальные улицы – нынешняя Калужская (бывшая Ленина) и нынешняя Посадская (бывшая Розы Люксембург). Параллельно этим улицам были спланированы и другие улицы, которые также сходились к центральной точке. И если смотреть на Тарусу как на некий амфитеатр, то сцена этого амфитеатра – это поверхность реки Оки. Город очень гармоничный, очень красивый по архитектуре. И, что самое важное, это город, сохранивший свой исторический ландшафт.
- Моя родная Калуга, конечно, похвастаться подобным сегодня, увы, не может.
- По-моему, дореволюционная Калуга – это город, который был совершенен в своей градостроительной гармонии. Про современное состояние я, пожалуй, воздержусь от оценок.
- Поэтому поговорим все-таки о Тарусе. Правильно ли именно Вас назвать главным инициатором этого наделавшего шуму переименования?
- Скажем так, я выступил той стороной, которая вышла на депутатов с конкретным проектом решения городской думы. Дума рассмотрела это решение и приняла его.
- Решение о переименовании улиц ведь едва ли было спонтанным?
- Тема эта обсуждалась на протяжении лет тридцати. Периодически были большие всплески по переименованию, периодически – меньшие. Но тема эта с общественного обсуждения никуда не уходила. Наши краеведы подтвердят. Я вам так скажу: если бы не было уже давно созревшего общественного запроса на возвращение старых наименований в древнерусском городе, каким является Таруса, здесь бы однозначно ничего не получилось.
Есть определенный запрос общества на приведение современной топонимики в нормальное состояние. Ведь если взять топонимику 20 века, то она присутствует в большинстве городов нашей страны. И куда бы мы с вами ни приехали, мы везде найдем и улицу Ленина, и улицу Розы Люксембург, и Клары Цеткин. А сейчас у нас своя, индивидуальная, дореволюционная топонимика. Вот та же улица Калужская наконец вернула себе свое имя, а ведь ее еще Марина Цветаева воспела:
…Одену крест серебряный на грудь,
Перекрещусь, и тихо тронусь в путь
По старой по дороге по калужской.
Фото: «Калужские новости»
- То есть совершенно никаких политических целей Вы в этом вопросе не ставили?
- Здесь нет никакой политики. Нас, конечно, пытаются сейчас раскачать, обвинить в антисоветчине. Но наша позиция выверенная: это спокойное, уважительное отношение ко всем периодам отечественной истории.
- Изначальное решение, как понимаю, все-таки пришлось подкорректировать, пойти на определенный компромисс с противниками реформы?
- Надо отдать должное, что к нам на переговоры сразу же приехал первый секретарь обкома КПРФ Николай Иванович Яшкин, руководитель сельскохозяйственного предприятия. Мы с ним достигли определенного компромисса, что сохраняем по ряду улиц двойные названия.
То есть у нас будет, например, улица Калужская, а ниже будет написано – «бывшая Ленина». В ряде улиц такое, с нашей точки зрения, исключено. Это, например, то, что касается немецких социал-демократов прошлого века. Мы с трудом понимаем, какое они имели отношение к древнерусской и старой части города Тарусы. Мы сохраняем вторые наименования у улиц Ленина, Пионерской, Комсомольской, Декабристов, Нерезова, Октябрьской… А вот, скажем, улица Каляева (революционер, убивший великого князя Сергея Александровича Романова - КН) уйдет в небытие.
- Оба названия будут юридически равноправны?
- Юридически правильным наименованием является то, которое принято городской думой города Тарусы. А это уже наша добрая воля - сохранить часть нашей исторической памяти.
- Захочу я, положим, заказать теперь в Тарусе такси, на какую улицу мне вызвать машину – на Ленина или на Калужскую?
- На Калужскую. Вот интернет-приложения уже перестроились: если запросить определенный адрес на Ленина, вызов автоматически перенаправляется на Калужскую.
- Жителей Тарусы очень беспокоит, что переименование создаст бумажную волокиту, придется переоформлять немало бумаг. Это так?
- По решению городской администрации в принципе вводится переходный период в один год. И с каждым днем становится все более ясно, что никакой срочной замены документов не требуется.
Мы с той же Почтой России разговаривали, нам там сказали: «Вот вы приходите, например, получить посылку с паспортом, где в прописке указано старое наименование улицы. Мы открываем паспорт, вводим данные и видим в базе новое название улицы, а рядом с ним написано прежнее». Так работают государственные адресные системы, они видят два адреса сразу.
Также у юрлиц были опасения, что надо будет теперь менять, допустим, лицензию. Ничего подобного. Решение, принятое органом местного самоуправления, не означает фактической смены адреса соответствующего юридического лица, влекущей за собой необходимость изменения регистрационных документов.
- То есть тарусянам никаких документов менять не придется?
- Именно. К примеру, нам жители задавали такой вопрос: «Вот я пожилой человек, у меня бланк о праве собственности на мою квартиру по адресу улица Ленина, дом такой-то. Мне нравится именно мой бланк, с водяными знаками, и я хотел бы его оставить». Пожалуйста, оставляйте свой бланк. Никакой роли не играет переименование. Ваш бланк с гербовой печатью и с водяными знаками имеет ту же юридическую силу. Но жизнь есть жизнь. Пройдет какое-то время. И если кому-то придется вступать в наследство по этой квартире или вы решите продать свое жилище, в этот момент вы с этим бланком приходите в МФЦ, осуществляете свою сделку, и новому хозяину квартиры будет выдано уже современное свидетельство с новым адресом.
Единственно, мы решаем сейчас с областью вопрос по работе МФЦ. Да, там определенные очереди есть. Но это связано с пандемией.
Приведу очень актуальный для тарусян пример. Здесь немало владельцев маломерных судов, суда имеют определенную регистрацию. Возник вопрос – надо ли переделывать эту регистрацию? Не надо. Адрес фактически не поменялся. Произошло лишь новое наименование старого адреса, не более того. Оба наименования с юридической точки зрения действенны.
- Еще людей очень тревожит цена вопроса. Сколько все это переименование ориентировочно будет стоить? И конечно, откуда будут выделены деньги?
- Смена вывесок будет стоить сумму, которая варьируется в пределах 750 тысяч рублей. Ни бюджет района, ни бюджет города никуда вкладываться не будет и не собирается. На сегодняшний день эти расходы полностью взяли на себя наши предприниматели, для них это уже вопрос принципа и вклад в возрождение исторической памяти.
- Надолго затянется процесс переименования?
- У нас сейчас переходный период, потихонечку делаем. Дума еще должна утвердить эскизы самих табличек. О точных сроках ничего пока сказать не могу.
- Реакция на Вашу инициативу была бурной и очень полярной. Слышал, что даже угрозы поступали, это правда?
- Ну, я свое уже отбоялся, когда вылетал с авиабазы Хмеймим в Сирии два года назад. А по угрозам в этой ситуации самый пик был на пятницу и субботу 23 и 24 октября. Со стороны левых экстремистов. Информацию доводили разными путями – о приезде определенного количества людей, которые начнут раскачивать город. Самих-то тарусян, конечно, трудно раскачать, и вот вместо них поработают некие люди, давя на депутатов, на наш малый бизнес.
- Будем надеяться, что это блеф. Ну а если нет?
- Я не один год знаю ребят из Союза добровольцев Донбасса, знаком с ними с 2014 года. В Крыму был с 4 апреля 2014 года – как бывший член рабочей группы при Козаке по оказанию методологической помощи наши крымским городам по переходу в законодательное пространство Российской Федерации. Потом масса гуманитарных конвоев, в формировании которых мы принимали участие, работа по приему беженцев...
Они сразу же отозвались и заявили, что, если будет попытка сюда выставить лиц, которые будут давить на депутатов, на администрацию, они тоже подъедут в Тарусу, постоят за нас. Я все-таки шесть лет с ними в одной лодке.
- Совсем никакой антисоветской подоплеки в Вашей инициативе не было?
- Нет, конечно. Нашему обществу сегодня не хватает понимания друг друга и уважительного отношения друг к другу. Вот посмотрите, мы вернули старые наименования в древней части города. И одна часть спектра сегодня восторженно говорит: «Таруса против коммунистов! Какие же они молодцы! Вот мы их там истово поддерживаем». А какая-то часть левого спектра, наоборот, говорит: «Тарусские депутаты очень плохие люди. Они антисоветчики». Да ничего подобного! Никакие мы не антисоветчики. Мы не белые и не красные. Наша задача – держать выверенную позицию уважительного отношения ко всем периодам истории.
- Советский период вообще как сказался на Тарусе?
- В позитивную сторону. Город получил мощную динамику. Поэтому мы и не стали трогать, упаси Господь, новую Тарусу. Зачем нам это надо? Переименования произошли исключительно в границах исторического центра города 13-20 веков. У нас здесь, в общем-то, опять уникальная ситуация: вот мы с Вами сейчас сидим в одном достопримечательном месте, а буквально в паре сотен метров, где река Таруса втекает в Оку, начинается другое достопримечательное место – Поленово. Вот здесь достопримечательное место регионального, а там уже федерального значения.
Фото: «Калужские новости»
- Ленина на Соборной площади трогать не будете?
- Сам по себе памятник Ленину, об этом тарусяне знают, – это произведение очень известного советского скульптора Павла Ивановича Бондаренко, поставившего памятник Ленину здесь, на площади, и на старом тарусском кладбище он же поставил памятник Ариадне Эфрон (переводчик, поэт, искусствовед, дочь Марины Цветаевой – КН). И мы, естественно, должны в этом плане уважительно относиться и к одному его произведению, и к другому. Это уже само по себе историческая память, историческая ценность. Замечу, немногие знают, что для памятника Ариадне Эфрон Бондаренко, который был с ней знаком лично, использовал камень, предоставленный для его работ советским премьером Алексеем Николаевичем Косыгиным.
Для нашего современного общества самое губительное – это когда бегут только в одну сторону. Эти, мол, наши, а вон те – враги... Слушайте, какие враги? Прошло сто лет. Нам надо думать не о том, как строили Россию в прошлом, а о том, как ее сейчас отстроить. Давайте, в конце концов, займемся дорогами, помойками, свалками, своей инфраструктурой обветшалой.
- И занимаетесь этим? Не только же, наверное, улицы переименовываете?
- В Тарусе за 2020 год произошло рекордное количество ремонтов дорог и тротуаров. У нас вся основная опорная сеть дорог была за 20-й год отремонтирована. Если вы пройдете по улицам центральной части, вы увидите, что они в новом асфальте. Отремонтированы в хорошем качестве километры дорог. Проложены 4,5 километра новых тротуаров по пяти улицам города. Я вас уверяю, если бы мы занялись переименованием той же улицы Ленина, не отремонтировав ее, над нами бы смеялся весь город. По ней же проехать было практически нельзя. При поддержке губернатора мы ее и всю сеть опорных дорог полностью отремонтировали.
- Вот Вы, Руслан Владимирович, живете здесь, в Тарусе, здесь Ваши дети ходят в школу, Вы с семьей гуляете по городу… Горожане, наверное, подходят к Вам с вопросами о переименовании?
- Подходят, говорят спасибо. Есть и критические высказывания, и полное неприятие. Мнения разные. Разъясняем, встречаемся с трудовыми коллективами. Но все высказывают в беседах удивление в связи с тем колоссальным вниманием к крохотному городу. Ну не вся, конечно, страна, но какая-то часть Российской Федерации теперь усердно изучает историю Тарусы. Я думаю, что это уже само по себе полезно – изучать историю.
У нас вот есть одна мечта. Мы о ней Владиславу Валерьевичу Шапше рассказывали, и он нас поддерживает. Хотим провести в Тарусе археологические раскопки – при помощи Института археологии Российской академии наук – старого посада, он отсюда, у меня из окна, виден. Таких масштабных раскопок в этом месте еще не было. Михаил Иванович Гоняный, мой учитель, крупный археолог, которого мы недавно потеряли, даже составил план этих раскопок.
- А еще что-нибудь в Тарусе намерены переименовывать?
- У нас тут переименовывать больше ничего не надо. Мы вернулись к истокам.
Фото: «Калужские новости»