«Отходов I класса опасности на заводе в Воротынске не будет» - представители Росатома ответили онлайн на вопросы калужской общественности

icon 17/02/2021
icon 18:00
«Отходов I класса опасности на заводе в Воротынске не будет» - представители Росатома ответили онлайн на вопросы калужской общественности

©

Как мы уже писали, накануне в Воротынске, вместо запланированных общественных слушаний по вопросу строительства комплекса по переработке батареек и аккумуляторов, состоялась «Предварительная консультация с общественностью» в онлайн-формате.

От «дочки» Росатома – компании Русатом Гринвей, которая и будет заниматься строительством завода, в этом мероприятии участвовали три представителя – модератор, коммерческий директор организации Андрей Исаев и два спикера - Станислав Жабриков и Екатерина Демичева. Последние сначала зачитали свои доклады, а потом отвечали на вопросы калужской общественности – как составленные заранее, так и задаваемые онлайн в чате.

Что будет с экологией?

По поводу предполагаемого воздействия завода на окружающую среду представителями Росатома было сказано следующее: «Все технологическое оборудование подлежит сертификации, в соответствии с российскими регламентами и технормами. Это позволит избежать сверхнормативного электромагнитного воздействия. Расчетный уровень шума, максимальный, на границе санитарно-защитной зоны не превысит 45 децибел – для сравнений, простой бытовой холодильник по норме может шуметь до 50 децибел.

Водоснабжение будет с помощью существующих инженерных сетей, что позволит не бурить новые скважины. На предприятии будет реализована схема раздельного сбора и очистки сточных вод, у завода будут собственные очистные сооружения и замкнутая система технологического водоснабжения. Оборачиваемость по водоснабжению будет 85%. То есть из ожидаемых 3500 кубометров в год оборотное производственное водоснабжение будет составлять 3000 кубометров.

На предприятии будет раздельная система, позволяющая избежать смешения производственных стоков, ливневых стоков и хозяйственно-бытовых стоков. Развести эти потоки еще изначально, на стадии сбора, и применить те технологии очистки, которые нужны в каждом случае. У предприятия будут свои локальные очистные сооружения. Те 15% воды, которые не будут участвовать в оборотном водоснабжении, будут сбрасываться в существующую канализацию площадки индустриального парка, и далее, уже на городские очистные сооружения.

Расчетный объем выбросов в атмосферу – порядка 52 тонн в год. Для сравнения – «Воротынск Кирпич» и «Угракерам» дают более 420 и 320 тонн выбросов, соответственно. На границе санитарной зоны максимальная концентрация загрязняющих веществ не превысит 0,84  ПДК. Это с учетом уже существующего фонового загрязнения от действующих сейчас предприятий».

На вопрос, какие фильтрующие элементы будут установлены на предприятии, спикеры ответили так: «Мы ориентируемся на те системы очистки, которые внедрены в Европе. В первую очередь это система очистки от мелкодисперсных примесей, в том числе угольный фильтр, электростатический фильтр. Для объектов общезаводского хозяйства будут применяться системы очистки от газов, использующиеся в России – от оксидов азота, те же самые угольные фильтры и так далее…».

Как объяснили представители Росатома, обеспечение экологической безопасности будет основано на двух базовых системах – программе комплексного экологического контроля и мониторинга и системе автоматического контроля воздуха. Первая включает систематический отбор и анализ проб воздуха, почвы, снега и природных вод. Анализировать будет как лаборатория на заводе, так и сторонняя аккредитованная лаборатория. Автоматический контроль выбросов в атмосферу будет непрерывным, прямо на источнике выбросов, грубо говоря – «на трубе».

Разумеется, также контроль будет осуществляться со стороны государства – в первую очередь Росприроднадзора, Ростехнадзора, Росгидромета, МЧС и Федерального агентства по охране здоровья. Конечно, будет организован технологический контроль основных параметров.

Не забыли и про общественный контроль. Примечательно, что вопрос об этом задал председатель Заксобрания области Геннадий Новосельцев.

«Есть механизм общественной экологической экспертизы, государственной, механизмы контроля, установленные действующим законодательством. Возможно взятие тех же самых проб в пределах санитарно-защитной зоны, результаты мониторинга, проводимого на предприятии, будут общедоступны, общественность может организовать параллельный отбор проб, сравнение, ну и дальше обсуждение, если возникнут какие-то вопросы. Так что участие общественности может быть довольно широким и зависит только от степени готовности самого населения. Мы абсолютно открыты для диалога», - ответили докладчики.

«Страшное» название оказалось простой формальностью?

В ходе консультаций прояснился один из главных вопросов, волнующих население Калужской области – про отходы I класса опасности.

«Объект реализуется в рамках нацпроекта «Экология», а также федеральной подпрограммы по обращению с отходами первого и второго класса опасности. Поэтому комплекс имеет такое название – но это чисто формально.

Непосредственно на заводе отходов первого класса опасности не будет. В документации четко указано, какие именно отходы будут перерабатываться», - заявили сотрудники Росатома.

При этом они гарантировали, что никакие другие отходы, не указанные в документации  - например, люминесцентные лампы, приборы с содержанием ртути, отходы нефтепродуктов и т.д. на воротынский завод не попадут.

«Есть лицензия на осуществление такого вида деятельности, где все прописано, в том числе те отходы, которые предприятие имеет право принимать. Принять что-то другое – это уголовно наказуемое дело. Этим занимаются только недобросовестные переработчики, которые не участвуют в реализации больших государственных задач.

Федеральный проект подразумевает создание не только семи производственных комплексов, но и государственной информационной системы по обращению с отходами. В рамках этой системы будет показан путь движения отходов от места его образования через транспортировщика до переработчика.

Любое предприятие, имеющее отходы первого и второго классов, от люминесцентных ламп до свинцово-кислотных аккумуляторов, должно будет обратиться в эту систему, которая работает по принципу госуслуг, написать заявку чтобы у него забрали эти отходы, и федеральный оператор направит этот отход на то предприятие, где их переработают.

Такое предприятие должно иметь соответствующую лицензию, мощности и экологическую безопасность. В рамках будущей системы, которая заработает с 2022 года, путь отходов будет абсолютно прозрачен и любой житель нашей страны сможет увидеть, на какое предприятие какие отходы приехали, с какого предприятия, и правильно ли они приехали, по назначению ли», - заверили докладчики.

Первый в России

Как рассказали представители Русатом Гринвей, для России этот завод уникален – аналогов ему еще не было. Зато в Европе таких насчитывается порядка 15, например бельгийская компания «Юникор», «Редукс» в Германии и Австрии и т.д. Уровень безопасности этих предприятий позволяет размещать их вблизи от жилых домов. В частности на заводе «Редукс» в Бремерхафене расстояние между основным технологическим блоком и ближайшими жилыми зданиями – не больше 150 – 200 метров.

«На нашем заводе будут применяться все практики, накопленные на существующих заводах Евросоюза» - сообщили они.

На вопросы о пожарах на этих предприятиях, информация о которых уже распространилась среди калужской общественности, было сказано следующее: «Само предприятие «Редукс» ни разу не горело. Пожаров там было два,  в разные годы. Возгорание было в поврежденном аккумуляторе. В отношении литий-ионных аккумуляторов такой риск имеется. Но тогда тут же был организован мониторинг состояния воздуха, и все измерения показали что содержание в нем вредных веществ осталось в пределах нормы.

Что касается инцидента на предприятии в Китае, то он произошел не при основном технологическом процессе, а в результате нарушения техники безопасности. Одно из веществ попало в нагретое масло и в результате произошло возгорание.

Технологические процессы на этих предприятиях безопасны и они доказали свою безопасность в течение многих лет функционирования».

Что касается воротынского завода, то, согласно действующему законодательству, на предприятии будут предусмотрены системы пожаротушения, системы контроля за инженерными сетями, видеонаблюдение, системы физической защиты и центральный диспетчерский пункт для контроля каждого производственного узла.

На предприятии планируется перерабатывать литий-ионные, никельсодержащие и алкалиновые батарейки, при этом не будет свинцово-кислотных аккумуляторов. Также никакие отходы производства не будут захоранивать на территории комплекса.  Возможно только их временное хранение - по закону до 11 месяцев максимум.

Свозить отходы на переработку будут в основном с ЦФО. Ввоз их из-за рубежа запрещен законом.

Почему именно Воротынск?

«С Германией нас сравнивать не надо. Это густонаселенная страна, земля там в большом дефиците. Россия земли имеет. Намного разумнее было бы устроить это предприятие вдали от населенных пунктов. Конечно, это потребует дополнительных затрат. Вы же выбрали место с готовой инфраструктурой. Да, решение экологических проблем важно для России. Но почему экономия финансовых средств должна происходить за счет жизней и здоровья местного населения?», - задал в чате весьма развернутый вопрос некий Виталий Давыдов.

Как сообщили докладчики, для размещения комплекса рассматривалось несколько регионов. Выбор Росатома пал на Калужскую.  Правительство области с большим интересом относится к реализации инфраструктурных проектов, и в этом вопросе «варяги» встретили большое понимание.

«В Калужской области мы посмотрели практически все районы, отработали больше десяти земельных участков, и все были отклонены – либо из-за их геометрии (для размещения объекта нужна площадка правильной формы), либо из-за отсутствия инфраструктуры или других проблем», - заявили сотрудники Русатом Гринвэй.

«Государством поставлена задача по созданию инфраструктуры, которая ликвидировала бы существующую ситуацию с отходами в стране. Применительно к батарейкам и аккумуляторам, когда негде их перерабатывать, а у жителей не развита культура утилизации, когда управляющие компании не обеспечивают раздельный сбор отходов, когда предприятия не утилизируют правильно свои отходы, потому что не знают, где это можно сделать – этот вопрос актуален и в масштабах Воротынска, и Калужской области и всей страны», - так объяснили они важность предполагаемого завода для Воротынска.

Однако для местных жителей у спикеров нашелся «пряник» и повкуснее.

«Участие в нацпроекте «Экология» дает региону приоритетное право на участие в других, субсидируемых государством программах по развитию инфраструктуры. Это и безопасные качественные автодороги, строительство больниц, детских садов, школ.

Когда Русатом заходит на ту или иную территорию, то он занимается ее комплексным развитием – это и социальные программы, подготовка профессиональных кадров, в том числе сотрудничество с ведущими вузами, программы поддержки для сотрудников предприятия, дополнительное медстрахование и так далее.

И это все помимо того, что предприятие станет одним из крупнейших налогоплательщиков региона.

Объем отчислений в региональный и муниципальный бюджеты составит порядка 400 миллионов рублей. При этом объем инвестиций в комплекс также огромен. Создание одного рабочего места на предприятии обеспечивает два – три рабочих места в сфере услуг.  Это дополнительный толчок для развития бизнеса, для повышения благосостояния жителей Воротынска», - пообещали они.

Все только начинается

Владислав Шапша, определенно, не зря решил что общественные слушания как юридически значимое мероприятие проводить пока рано. Как первый этап легализации завода у Воротынска он мог бы стать и последним. Очевидно, что рассказы и посулы работников Росатома пока еще не смогли убедить большинство жителей Воротынска и Калужской области.

Это было четко видно по тем комментариям, которые оставлялись в чате.

«Общее резюме: формат мероприятия негодный, спикеры были неубедительны, общественность только утвердилась во мнении о недопустимости данного проекта в данном месте», - написала некая Елена Шапиро.

«На  вопросы  были даны уклончивые ответы и то только на малую часть», - разочарован участник чата под ником Павел.

«Мы против! Все ваши доводы за строительство завода хороши лишь в теории», - заявляет Татьяна Николаевна.

Очевидно, что сотрудникам Росатома придется еще долго убеждать людей. Впрочем, кажется они к этому готовы.

«Встречи с жителями Воротынска мы начали проводить, это долгий процесс, первая встреча прошла на минувшей неделе в пятницу, с представителями завода Стройполимеркерамика и с коллективом школы. Встречи еще будут проводиться, и мы приглашаем всех желающих», - подчеркнули докладчики напоследок.

Что-ж. Поживем, как говорится, увидим.