Калужская область оказалась в десятке антилидеров по росту цен на социально-значимые продукты

icon 22/04/2021
icon 14:30

©

Международная аудиторско – консалтиноговая сеть «ФинЭкспертиза» подготовила рейтинг российских регионов по темпам роста цен на 24 социально – значимых вида продуктов. В целом эта корзина по России с марта 2020 по март нынешнего года подорожала на 15,6%, при общей средней инфляции по стране в 5,8%. То есть «еда для бедных» дорожала почти втрое быстрее, чем другие продукты, товары и услуги в стране.

В десятку антилидеров этого рейтинга, где цены на «продукты для бедных» росли сильнее всего, вошли Пензенская, Рязанская области, Северная Осетия, Липецкая, Воронежская область, Чувашия, Нижегородская область, Кабардино-Балкария, Калужская область и Марий – Эл.

Конкретно в Калужской области рост цен на социально – значимые продукты за год составил 19,22%, при общей инфляции в 7%. Для сравнения, по ЦФО этот показатель равен 15,14% при общей инфляции в 5,7%. У ближайших соседей – Тульской области, социально – значимые продукты подорожали на 18,54%, при общей инфляции в 6,3%. В Московской – на 15% при общей инфляции в 5,8%. В Смоленской - на 14,2% при общей инфляции в 6,3%. В Брянской – на 16,3%, при общей инфляции в 6,5%.

По конкретным позициям из 24 видов социально – значимых продуктов в Калужской области за год  говядина с костью подорожала на 9,7%, свинина с костью – на 12,6%, курятина на 21,5%,  баранина с костью на 13,3%, неразделанная мороженная рыба на 28%, сливочное масло на 5,6%, подсолнечное масло на 13,8%, молоко на 1,4%, куриные яйца на 35,3%,  сахар – песок на 59,2%, черный чай на 10,1%, соль на 4,9%, пшеничная мука на 14,2%, ржаной хлеб на 7,4%, белый хлеб на 9,7%, рис на 21,6%, гречка – ядрица на 54,2%, вермишель на 18,3%, картофель на 73,8%, капуста на 7,2%, лук на 9,3%, морковь на 74,4%,  яблоки на 7,5%. Подешевело только пшено на 5,7%.

«В небогатых регионах цены на основные продукты питания обычно ниже среднероссийских, поэтому из-за низкой базы подорожание продовольствия на таких территориях происходит более быстрыми темпами. При этом, чем беднее регион, тем большая доля в семейном бюджете отводится на продукты питания, в особенности «социально значимые», то есть наиболее популярные и доступные массовому потребителю.

Уровень потребления малообеспеченных слоев населения и до коронавирусного кризиса находился на низком уровне, дополнительно снижать его у людей попросту не было возможности. Небогатые домохозяйства вынуждены приобретать базовые продукты даже несмотря на их серьезное подорожание, в результате инфляционные процессы сильнее ударяют как раз по малообеспеченным слоям населения, которые начинают тратить все больше денег на все более дорогую еду, тем самым оказываясь в ловушке бедности.

В 2021 году растущий спрос, увеличивающиеся издержки и снижение производства ряда сельскохозяйственных товаров толкают цены на продовольствие вверх. Высокие мировые цены на зерно приводят к удорожанию кормов, что сказывается на стоимости всей животноводческой продукции, а слабеющий рубль повышает стоимость импортного оборудования и сырья.

Мясо птицы, занимающее важное место в продуктовой корзинероссиян, также дорожает из-за вспышки заболеваемости на птицефабриках в России и странах - поставщиках. Подорожание базовых продовольственных товаров всегда сопряжено с ростом социальной напряженности, поэтому сейчас мы наблюдаем попытки нерыночного регулирования цен со стороны государства.

Однако искусственное сдерживание цен на практике означает лишь то, что массовый потребитель все равно в итоге заплатит за издержки производителя, но окольным путем – через рост ценников на другую продукцию либо снижение инвестиций и производственного потенциала отечественных предприятий», – прокомментировала итоги исследования президент «ФинЭкспертизы» Елена Трубникова.