Алексей Комов: о музее космонавтики, дате переноса открытия, заборах и вандализме. Эксклюзивное интервью КН, часть 1

icon 26/04/2021
icon 18:00
Главная новость
Алексей Комов: о музее космонавтики, дате переноса открытия, заборах и вандализме. Эксклюзивное интервью КН, часть 1

Автор:

Главный архитектор Калуги Алексей Комов дал «Калужским новостям» большое интервью. В ходе беседы мы обсудили множество вопросов: музей космонавтики, заборы около него, вандализм, калужский дизайн-код, планы на будущее и многое другое, касающееся нашего города. Публикуем первую часть интервью, вторая появится на интернет-страницах «КН» в ближайшее время.

О музее космонавтики

- Алексей Олегович, расскажите пожалуйста об участии вас и вашей команды в наполнении музея космонавтики и обустройстве прилегающей территории. Как мы понимаем, вы принимали в этом активное участие?

- Прекрасный новый музей, прекрасная новая территория. Такого современного общественного пространства точно в Калуге ещё не было. Теперь у нас появился высокий ориентир, к которому можно тянуться и которым обязательно надо гордиться. Нужно понимать, что Государственный музей истории космонавтики в Калуге – это прежде всего общероссийский уровень, не просто региональный или городской. Федеральный музей с прямым подчинением Министерству культуры РФ. Именно наш обновленный уникальный музей для Минкульта РФ сейчас самый показательный. Так, к примеру, Политехнический музей в Москве, Музей Океанологии в Калининграде, Художественный музей в Рязани ещё ждут своего достойного финала.
А наш Государственный музей истории космонавтики, несмотря ни на что, и вопреки всему уже открылся для народа в юбилейном апреле.
В том, что новый музей появился и заработал – большая заслуга директора музея, Натальи Алексеевны Абакумовой, которая на своих плечах «вытащила» грандиозную стройку. Она специалист по таким сложнейшим объектам.

Фото "Калужские новости"

Я пришел в Калугу  в середине лета 2019 года.
Музей обратился в город за помощью, чтобы меня, как главного архитектора столицы региона, приобщить к работе над самым знаковым объектом Калуги.
Изначально концепцию музея создал Василий Исаев из «Воронежгражданпроекта» но после того, как он, к сожалению, умер в 2016-м, объект практически остался без полноценного архитектурного надзора.
Поэтому, по сути, с 2019-го года, я по просьбе руководства музея помогал курировать архитектурную часть. Что касается вопросов благоустройства территории - тут также были даны все проектные рекомендации и сопровождение. Элементы навигации, стиля, геометрии – по этим вопросам мы постоянно консультировали музей, чтобы в результате подрядчики сделали того уровня и качества продукт, который мы получили.

Фото: Алексей Комов

Были и локальные элементы, павильоны, арт-объекты, которые были придуманы нашим сектором главного архитектора Калуги.
При этом все разработки укладывалось ещё и в общегородской юбилейный брендбук, выпущенный нами к 60-летию Первого полёта человека в космос.
Кстати, мы уже второй год, как ввели практику разрабатывать и внедрять "руководства по оформлению" к каждому значимому событию города. Любая важная дата, будь то 75 лет Победы или 650-летие Калуги, обязательно сопровождается сектором главного архитектора.
Поэтому, логотипы, панно, коллажи, паттерны и множество других элементов в музее – во всем этом мы принимали непосредственное участие.

О «Калуге космической»

- Хочется обсудить такой момент: сейчас у нас очень много везде «Калуги космической» и это понятно, годовщина первого полета и так далее. Но, всë-таки, не много ли "космоса"?

- Калужская «космическая тема» понятна только для самих калужан, остальному российскому обществу она не так очевидна. Мы же хотим привлекать туристов из других регионов и даже стран, поэтому должны без устали постоянно вести наглядную разъяснительную работу.
Кого-то из калужан, может быть давно «перекормили» темой космоса и первенством Калуги в этом вопросе, а для рядового россиянина зачастую это полное откровение.
Если говорить о том, что «космоса» в Калуге слишком много – для меня, его мало, на самом деле, если мыслить глобально. Поэтому мы в меру сил стараемся тему космоса «перезагрузить».

Фото: Алексей Комов

Почему мы космическую историю взяли лейтмотивом и в Новогоднюю столицу? Потому что с неë у нас начинался наш большой юбилейный 2021-й год, как для города, так и для мировой космонавтики.  Между прочим, в этом вопросе у нас подросли уже и конкуренты. Вот, пожалуйста: Саратов. На месте, где приземлился Гагарин сделали небольшой парк к юбилею с большим пиаром. Он крошечный, по сравнению с масштабом нашего музея и даже тем пафосом, который мы вкладываем, когда говорим: «Калуга космическая». Есть еще Смоленщина – родина Юрия Алексеевича. Тот же Ярославль – активно участвует в "космической гонке" между городами, как родина Терешковой, первой женщины-космонавта.
Нам нельзя просто почивать на лаврах, нам нужно постоянно безаппеляционно подтверждать наше звание: «Калуга - колыбель космонавтики» и точка.

Фото: Алексей Комов

Пять причин посетить музей космонавтики

- Почему, на ваш взгляд, туристы должны захотеть посетить именно наш музей космонавтики?

- Для Минкульта РФ меня попросили назвать пять причин, по которым нужно посетить наш музей.
Первая причина: это музей, прежде всего, имени великого Циолковского. Именно здесь, в Калуге, он сделал свои замечательные открытия, благодаря которым человек полетел за пределы земного притяжения.

Фото: "Калужские новости"

Вторая причина: это самый первый в мире музей космонавтики, открытый в 1967 году. А задуман он был ещё до полёта первого человека в космос и является неотъемлемой частью великого советского космического проекта.

Проект второй очереди музея космонавтики. Фото: Алексей Комов.

Третья причина: исторический корпус – это архитектурный шедевр  модернизма.  Мы с издательством TATLIN выпустили книгу по этому поводу, как раз к юбилею. А ведь ранее никогда не было архитектурного издания, посвящённого архитектуре исторического музея. Планируем издать и второй том, который будет об открывшейся второй очереди музея.

Фото: Алексей Комов

Четвертая причина: большое количество и разнообразие "просветительских аттракционов". Это, к примеру, не только обратный планетарий "интерактивная планета", но и невероятная обсерватория. Кстати, подобных обсерваторий всего три в мире существует.

Фото: Алексей Комов

Пятая причина: уникальный ландшафт, потрясающее взаимодействие с природой, закаты, Калужский бор напротив через водную гладь водохранилища. Те виды, которые сейчас открываются со второй очереди – совершенно фантастические. Для девушек, которые увлекаются Инстаграммом, теперь есть локация номер один для "выгуливания" новых нарядов. Это, по сути, наш "калужский парк Галицкого", только с научным уклоном.

Дата переноса открытия

- Всех очень взволновало, когда музей не открылся 12 апреля. Возможно, вы в курсе, с чем это было связано?

— Это все решается не в городе, и не в регионе, а на уровне самых высших сфер. Как я говорил выше, статус музея – федеральный. И этот статус не позволит его взять и открыть абы кому. Это должен быть уровень, не ниже Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации.
Мое сугубо личное мнение, что было бы, наверное, резоннее открыть музей сразу для народа именно 12 апреля, дать людям праздник, без растяжки в неделю. Но музей на сегодня уже открыт для всех, а большие торжества состоятся в июне во время музейного фестиваля.

О заборах и вандализме.

- Когда все открылось, первые посетители обратили внимание на большое количество заборов и это многим не понравилось. Однако, все мы слышали о не единичных актах вандализма в черте областного центра. На ваш взгляд, нужно ли там столько заборов?

- Это злободневный вопрос, который касается не просто занимательной урбанистики, но и юридической и технической сторон вопроса.
Одними камерами эту проблему закрыть невозможно и нереально.
Если у федеральной территории нет замкнутого контура, то не может быть и вневедомственной охраны, а это обязательно для такого статуса музея и уровня экспонатов на объекте.
С ограждениями или их отсутствием никому не угодишь.
Вандализм это производное отсутствия тормозов, ответственности и культуры. И претензии тут не к детям, а к современным папам и мамам, воспитанием которых их же родители не занимались, так как вынуждены были просто выживать в "святые 90-е".
Заборы, хотел бы отметить, в первую очередь, должны быть в голове: что можно, что нельзя. Что такое хорошо и что такое плохо, как в детском стихотворении Маяковского.
Любой вандализм неизбежно должен сурово караться по всей строгости закона и главное - с общественным порицанием. Всë начинается с бережного отношения к самим себе, к ближнему, к городскому имуществу, к своей Родине, в конце концов. Это и есть настоящий патриотизм, а не махание флагами.
А жить постоянными тревогами и опасениями, что кто-то что-то сломает, мы тоже не можем.
Мы в городе, в любом случае, будем наполнять общественные пространства арт-объектами, благоустраивать парки, скверы, наполнять их культурой и искусством и только так переломим ситуацию: количеством и качеством. 

Продолжение следует…