«СИМ использовать можно для передвижения, а не для игр»: почему тема электросамокатов болезненная для Калуги

© ООО "Региональные новости"
Одной из самых актуальных и проблемных тем для Калуги остается использование электросамокатов на улицах города. Теплый сезон только начинается, а наезд на стоявшую на остановке женщину, уже совершен. В прошлом году в Калуге произошло сразу несколько громких ДТП с наездом на пешеходов мчащимися электросамокатами. Помимо этого, в Калуге как на пешеходной зоне, так и на проезжей части, можно встретить множество другого движущего мелкого электротранспорта. Калужане не на шутку обеспокоены. Тема не теряет своей актуальности. Что будет дальше? Об использовании электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ) мы побеседовали с начальником ГАИ Калуги Владимиром Шрай.
- Что относят к СИМ и сколько их можно увидеть на улицах Калуги?
- Средства индивидуальной мобильности уже общепринято называть СИМ. К ним можно отнести всевозможные электросамокаты, моноколесо, средства с двумя колёсами сегвей, двухколесные гироскутеры. Для использования СИМ не требуется отдельной категории на право управления транспортным средством. Но не стоит путать СИМ с электровелосипедами и электромотоциклами, которые зачастую внешне очень похожи. Их мощность в разы больше. Они оборудованы электродвигателем мощностью до 0,25 киловатт. Все что выше — это уже мопед. То есть от 0,25 киловатт до 4 киловатт — это мопед. Вне зависимости как он выглядит. А свыше 4 киловатт — это уже мотоцикл, на который требуется категория А. Естественно на мопед - категория М. У нас в Калуге свою деятельность осуществляют две кикшеринговые компании по предоставлению в прокат электросамокатов. В прошлом году было четыре компании, но в этом осталось две, которые заинтересованы в безопасности своих клиентов и готовы выполнять рекомендации Госавтоинспекции. В настоящий момент число предоставляемого в прокат транспорта составляет 500 единиц и планируется в пик активности жителей - до 1200 единиц. Это значительное число электротранспорта, за которым необходимо осуществлять повышенный контроль.
- Какие меры будут приняты по контролю за использованием электросамокатов?
- Меры будут усилены не только со стороны ГАИ, а со стороны всей полиции, совместно с органами исполнительной власти, то есть с городом Калугой. Проводятся встречи с представителями кикшеринговых компаний. В Калуге определены места стоянок для СИМ, чтобы они не были раскиданы по всему городу. Согласно постановлению горголовы Калуги от этого года уже запрещено эксплуатировать СИМ на следующих территориях:
Площадь Победы, сквер Защитников Отечества, парк имени Циолковского, Центральный парк культуры и отдыха, Площадь Мира и улица Кирова вместе с центральной аллеей.
Также запрещено размещать СИМ на следующих городских территориях:
площадь Победы, сквер Защитников Отечества, парк имени Циолковского, центральный парк Культуры и отдыха, площадь Мира, аллея улицы Кирова, бульвар улицы Степана Разина, сквер Калуга-2, сквер Новобрачных, сквер имени Георгия Жукова, парк Театра Юного Зрителя, сквер Матери, Театральный сквер, пешеходная зона улицы Театральной, сквер Терепец, бульвар Энтузиастов, и так далее.
Под запреты попадают места, где скапливается большое количество людей – улицы, парки, скверы. Скорость СИМ ограничена по улице Московской от пересечения с Ленина до Суворова, а также по улице Ленина от площади Старый Торг до Чижевского.
В ближайшее время мы еще внесем предложение на установку искусственных неровностей на тротуарах, где движение СИМ разрешено, которые не позволят им развивать большую скорость.
- Какие именно меры принимаются со стороны ГАИ?
- Начиная с апреля 2024 года, Госавтоинспекцией Калуги принимаются меры по профилактике ДТП с участием СИМ. В адрес управления образования Калуги направлены рекомендации об организации широкого информирования родителей через официальные сайты образовательных организаций, родительские чаты, мобильные приложения, электронные дневники обучающихся, о необходимости соблюдения ПДД. Вручаются каждому родителю и ученику памятки о правилах использования СИМ. Это проведение занятий с учащимися по изучению указанных правил в рамках классных часов с отражением указанной информации в журнале. То есть мы рекомендовали это и в настоящий момент отслеживаем. Детей, а также их родителей, надо учить не только правилам дорожного движения, но и отдельно проводить с ними занятия именно по правилам пользования средствами индивидуальной мобильности. Этому учить надо со школьной скамьи, потому что направление новое. Родители многие даже не знают, как выглядит СИМ и насколько это может быть опасно. Также, дополнительно, всегда разъясняем ответственность об управлении транспортными средствами категории А, потому что очень много случаев зафиксировано, когда несовершеннолетние ездят на так называемых питбайках, которые продают как транспортное средство, не требующее постановки на учет. Это действительно так. Оно не требует постановки на учет, но многие не задумываются, что это значит. Просто думают, что, если не стоит на учете, значит это и не транспортное средство. Их продают как спортинвентарь. А использоваться они должны только на ограниченных территориях, таких как кроссовая трасса или какой-то спортивный объект. А как только данное транспортное средство появляется на улицах города, оно сразу же переходит в категорию мотоцикла со всеми вытекающими последствиями.
- Если инспектор ДПС встретит такого участника движения, что он может сделать?
- Принимаются меры к остановке, выясняется возраст. Если это несовершеннолетний, обязательно разыскиваются родители для дальнейшего наказания за неподобающее воспитание детей. Соответственно, если возраст несовершеннолетнего позволяет его привлечь к административной ответственности, направляем материалы в комиссию по делам несовершеннолетних с вынесением штрафа, с последующей постановкой на учет в зависимости от тяжести нарушений. Также у нас есть весомые штрафы за передачу управления таких транспортных средств несовершеннолетним. Выясняем, как у него появилось транспортное средство, кто передал. На моем опыте это очень действенный метод.
- А что будет, если СИМ вообще запретит полностью?
- Смысл всей этой затеи в том, чтобы СИМ использовать для передвижения, а не для игр. Грубо говоря, в парк люди приходят отдыхать. Если Вы хотите покататься на элекктросамокатах, для Вас сделаны маршруты по набережной, специальная выделенная полоса для велосипедов и СИМ.
- А как у нас на дорогах ведут себя курьеры по доставке еды, ведь они тоже перемещаются зачастую на СИМ?
- Именно с курьерами ситуация налажена на дороге. В большинстве случаев они используют велосипеды с электрическим двигателем. Чем отличаются электросамокаты от велосипедов с электроприводами? Как правило курьеры стараются оснащать свои транспортные средства более большими электрическими батареями, более мощными двигателями, чтобы скорость была выше. И, как правило, эти курьеры уже подходят под категории водителей транспортных средств, категории М или категории А, если же мощность двигателя менее 0,25 киловатт, то это уже обычный велосипедист. С данной категорией участников дорожного движения, также проводятся рейдовые мероприятия. В ближайшее время нами запланированы посещение точек, где курьеры получают товар. Мы будем проводить с ними разъяснительную беседу о соблюдении правил дорожного движения. Также мы встретимся с организаторами и обсудим вопрос о прохождении курьерами дополнительной техники безопасности на дорогах.