Бизнес с поддержкой и небольшими вложениями: как предприниматели Калуги зарабатывают на e-commerce

icon 21/12/2021
icon 09:00
Бизнес с поддержкой и небольшими вложениями: как предприниматели Калуги зарабатывают на e-commerce

Автор:

Можно ли развиваться в онлайн-торговле, но при этом ничего не продавать? Калужские предприниматели уверены, что да — с помощью пунктов выдачи заказов. Новые точки появляются повсюду, помогая маркетплейсам доставлять товары по всей стране. Что стоит за работой на пунктах? Крупнейшие партнеры Ozon из Калуги Алексей Фефелов и Роман Рухов рассказали, как открыли и развивают пункты выдачи заказов.

Из наемного сотрудника в бизнесмена на рынке e-commerce

Алексей Фефелов открыл свой первый пункт вместе с женой в 2019 году, а сегодня он управляет уже 15 точками в Калуге. До сотрудничества с Ozon у него не было предпринимательского опыта — он работал в пожарной охране московского МЧС. Однако  в наемной работе ему не хватало независимости, поэтому его часто посещали мысли о собственном бизнесе

Когда Алексей с супругой впервые услышали о франшизе Ozon, они загорелись этой идеей и решили открыть свой пункт выдачи:

«Значительное преимущество этой франшизы — отсутствие паушальных взносов и роялти. То есть предпринимателю нужен стартовый капитал только на открытие: ремонт в фирменном стиле Ozon, закупку мебели и техники для выдачи заказов. На открытие одной точки в Калуге нужно не более 200 тысяч рублей. 

Но все же нужно понимать, что первые выплаты от Ozon поступают не сразу после открытия, а примерно через 1,5 месяца работы пункта. Поэтому я рекомендую подготовить резерв: на зарплаты сотрудников и аренду минимум на два месяца вперед, а лучше — на три-четыре. Соответственно, так вложения могут значительно вырасти», — делится Алексей.

На те же суммы ссылается и Роман Рухов, еще один герой нашей истории. Роман управляет пунктами выдачи с января 2020 года. 

Фото предоставлены Алексеем Фефеловым и Романом Руховым

«На открытие одной точки нужно от 150 тысяч рублей в зависимости от состояния помещения. Основные статьи расходов — это арендная и заработная плата сотрудников, затем налоги и коммунальные платежи», — рассказывает Роман. 

Как происходит открытие пункта выдачи

Как только предприниматель подает заявку на сайте, менеджер компании связывается с ним и проверяет, подходит ли подобранное помещение под требования компании. 

Ozon рекомендует выбирать локации с высоким трафиком, на первом этаже с входом на уровне тротуара либо с небольшой лестницей — чтобы клиенты могли попасть в пункт без препятствий.

«Я стараюсь выбирать локации в густонаселенных спальных районах. В таких точках легко заручиться постоянными покупателями — ведь забирать заказы рядом с домом гораздо удобнее, чем в пунктах в центре города», — делится Роман Рухов.

Фото предоставлено Романом Руховым

Также Ozon стремится снизить конкуренцию между партнерами. Поэтому компания ввела «охранные зоны» — периметр, в пределах которого один партнер может открывать пункты. 

«Несмотря на то, что в нашем городе много пунктов выдачи, я слабо ощущаю конкуренцию. Каждый партнер развивается в собственном темпе — я постепенно расширяю свою «охранную зону», а кому-то нравится открывать точки в разных частях города», — рассказывает Роман.

После согласования локации предприниматель приступает к ремонту — к процессу сразу подключается бренд-менеджер. Алексей Фефелов рассказывает:

«Ozon сопровождает на всех этапах открытия пункта: территориальные менеджеры помогают в подборе помещения, а бренд-менеджеры делают дизайн-проект пункта — отрисовывают расположение зон и определяют, каким цветом покрасить стены. Благодаря этому мы без опыта в проектировании смогли открыть пункт в точности по брендбуку Ozon».

После финального согласования ремонта и внешнего вида точки, ваш пункт появляется на витрине Ozon и становится доступным для доставки товаров с сайта маркетплейса.

Как компания поддерживает предпринимателей

Как и в любом бизнесе, партнерам нужно время, чтобы привлечь поток клиентов и повысить обороты точки. В этот период Ozon предлагает различные варианты поддержки:

Двойное вознаграждение. Партнер зарабатывает определенный процент с общего оборота пункта — 3,5% на тарифе «Точка роста» и 4,4% на «Максимуме бренда». А в первые три месяца Ozon удваивает этот доход — до 7% и 8,8% соответственно.

«Выгодный заем». Ozon выделяет партнерам беспроцентный кредит: 50 тысяч рублей на первый пункт и 100 тысяч на последующие. Сумму нужно вернуть компании в течение 6 месяцев.

«Финансовая поддержка». По этой программе можно получить деньги безвозмездно — 60 тысяч рублей на первый пункт и 90 тысяч на последующие. Есть одно условие для получения суммы — нужно заключить трехсторонний договор аренды между арендатором, арендодателем и Ozon. Так компания получает гарантию, что на этой локации будет работать именно пункт выдачи заказов.

А чтобы повысить узнаваемость пункта, Ozon размещает объемную рекламу на билборде или пилларе в ближайшем месте с высоким трафиком — например, на автобусной остановке. Также клиенты, проживающие в пешей доступности от пункта, получают SMS-рассылку с новостью об открытии новой точки.

Как этот бизнес отреагировал на пандемию

С начала пандемии происходит стремительный рост онлайн-торговли — в 2020 году объем e-commerce составил 3,2 трлн рублей, а по данным Data Insight к 2024 году он достигнет 7,2 трлн рублей. Поэтому многие предприниматели стремятся перейти в e-commerce и выбирают пункты выдачи как первый этап для развития на этом рынке. Роман Рухов отмечает:

«Когда в апреле прошлого года закрыли торговые центры и магазины, количество посылок существенно увеличилось. Мои друзья и знакомые чаще стали покупать товары онлайн, ведь это удобно — сидишь дома на диване, выбираешь нужное и получаешь в ближайшем пункте. Я и сам постоянно закупаюсь в интернете. Например, заказываю товары для оснащения пунктов непосредственно в свои же точки и экономлю драгоценное время», — резюмирует Роман.

Фото предоставлено Романом Руховым

Обороты пункта заметно вырастают в высокий сезон — это время перед новогодними праздниками, когда люди покупают гораздо больше:

«Мы с нетерпением ждали начала ноября — начала «высокого сезона», когда люди начинают закупаться подарками и заказывать товары с большими скидками. У этого периода есть позитивные последствия — люди, посетив пункт во время распродаж, продолжают ходить в него и в более спокойные месяцы. Так можно спасти даже «минусующие» точки. Например, наш четвертый пункт, который мы открыли летом 2020 года, показывал очень слабую динамику — я был готов закрыть его в октябре. Но в ноябре картина изменилась — заказы начали расти. И с тех пор этот пункт ни разу не уходил в минус», — делится Алексей.

Франшиза предлагает понятную схему работы — благодаря этому в ней развиваться могут не только опытные предприниматели, но и новички в бизнесе. Так, и для Алексея, и для Романа пункты выдачи были совершенно новым направлением. Оба предпринимателя не собираются останавливаться на достигнутом и продолжат развивать сеть пунктов выдачи. При этом они также хотят попробовать себя в других направлениях, например, Алексей планирует выйти на маркетплейс в качестве продавца. 

«Безусловно, управление пунктами выдачи дало нам больше самостоятельности и свободы. Мы не работаем сами на пунктах, а только удаленно контролируем процессы и занимаемся более стратегическими задачами — например, продумываем продвижение пунктов и планируем открытие новых», — делится Алексей.

Узнать подробнее о требованиях к помещению и подать заявку на открытие собственного пункта Ozon можно на сайте. А главные новости публикуются в телеграм-канале для действующих и потенциальных партнеров Ozon.