В самом старом здании Тарусы прошла выставка «Точка назначения»
©
Высокий берег Оки, роскошные виды на соседнее, через реку, Поленово, осень. Таков прекрасный контекст небольшой, но любопытной выставки «Точка назначения», случившейся в самом старом из уцелевших зданий старинного города Тарусы - Соляном Амбаре конца 18 века.
Судьба Амбара и причудлива, и типична. Построенный когда-то для разгрузки и хранения соли, которую позже распределяли по всей губернии, в 1916 году он был замечен славной компанией великих: Василием Поленовым, Василием Ватагиным, супругами Вульфами, Константином Бальмонтом и другими. Соляной амбар, постепенно превращавшийся в руину, идеально подходил для их планов: в разгар Первой мировой, в голод, хаос, отсутствие новостей с войны, создать в Тарусе «Народный дом». Место, куда за культурой и просвещением приходил бы местный люд, рабочие, крестьяне, великие, друзья тех и других - и все вместе смотрели бы драматические спектакли, оперу, слушали поэтические вечера и концерты камерной музыки. Из сохранившихся писем и воспоминаний известно, что публика была потрясена происходящим. К примеру, в Амбаре была поставлена целая опера, музыку к которой написал лично мэтр Поленов, а либретто - Савва Мамонтов. Опера «Призраки Эллады» рассказывала сюжет из античности. Специально для спектакля Поленов написал дивной красоты задник, с синим морем, греческим храмом и статуей Афродиты. Можно представить, какое грандиозное впечатление производило все это на публику, которая оставалась после спектакля на несколько часов, живо обсуждала увиденное, и расходилась по темным тропинкам домой. Вскоре Первая мировая закончилась, пришло время Революции и гражданской войны, планам просветителей не суждено было сбыться. В советские годы в Амбаре, изрядно видоизмененном, располагались Электросети. Многие жители Тарусы припоминают, как ходили сюда «с квиточками» - платить за электричество. Всей истории с культурным «кластером» под руководством Поленова, казалось, не суждено было продолжиться, она была забыта. Но в 2019 Амбар купил предприниматель Федор Щербаков, выросший в Тарусе. Вскоре у него возникла идея построить здесь музей и культурный центр. Здание было очищено от узнаваемых признаков советского наследия, штукатурки цвета зеленки, которой были выкрашены стены внутри, деления здания на кабинеты чиновников и так далее. Ныне амбар представляет собой романтическую полуруину - кирпичные стены, деревянные балки, окна во все стороны, в том числе, с высоты крутого берега на Оку. Идея выстроить здесь современный музейный комплекс, городской сад и самую высокую в городе смотровую площадку кажется беспроигрышной. При всей легендарности Тарусы и ее совершенно особой репутации – туристически интересных мест в городе не так много.
Выставка, которая продлилась в Амбаре всего сутки являлась оммажем Поленову и компании, и, одновременно - презентацией будущих планов. Небольшое помещение в амбаре отдали под лаконичные белоснежные конструкции, не закрывающие красоту старинного кирпича. На них были размещены фотографии, репродукции картин и тексты куратора выставки Варвары Туровой. Каждый из текстов был посвящен тому или иному выдающемуся деятелю культуры и искусства, имевшему прямое отношение к Тарусе. Среди героев выставки: Бэлла Ахмадулина, Николай Заболоцкий, Виктор Борисов-Мусатов, Василий Поленов, Марина Цветаева и другие. Середину выставочного зала занимал смысловой и эмоциональный акцент выставки - исторически достоверный и очаровательно «мультяшный» макет Амбара с садом – работы художника Петра Пастернака. Музей решено назвать «Тарусские страницы», в честь легендарного литературного альманаха 60-х.
Посетители выставки рассматривали макет, читали тексты о людях, часть из которых хорошо известна всем в нашей стране, а часть была до недавнего времени скрыта в тени. По словам Туровой – «Мы хотим восстановить справедливость. Ведь о происходившем в Амбаре до недавнего времени почти никто, за редким исключением двух-трех историков, краеведов и специалистов, не вспоминал и не знал. А здесь же происходили чудеса! Очень важно рассказать людям о надеждах и мечтах Василия Поленова, Василия Ватагина и их сподвижников. Поверьте, это история как из голливудского кино!».
На вопрос, отчего же такая красивая, пронзительная и актуальная история выставлена на всеобщее обозрение всего на сутки, организаторы ответили, что все самое интересное еще впереди. А прелестная камерная выставка «Точка назначения» должна была лишь промелькнуть перед нашими глазами, пробуждая воспоминания и новые надежды.
Евгения Кузнецова