В 1853 году в селе Песочня Калужской губернии на базе Нижнепесоченского железоделательного молотового завода был учреждена Песоченская фаянсовая фабрика.

О том, благодаря чему она обрела известность, рассказали на портале "Бренды России".

Изначально там занимались производством фаянса, чуть позже стали изготавливать и фарфоровые изделия. К сожалению, до настоящего времени сохранилось крайне мало образцов фаянса и фарфора того периода. На всех предметах имелось клеймо, которое свидетельствует принадлежности изделия к заводу-изготовителю. Роспись на них была весьма незатейлива, а на некоторых и вовсе отсутствовала. При этом на производстве было задействовано примерно 400 человек. К концу XIX века фабрика пришла в упадок: выпускалось всего полтора десятка наименований изделий из белого фаянса, со сбытом которого были трудности.

Изначально фабрика принадлежала Сергею Ивановичу Мальцеву, а с 1899 года стала частью знаменитого «Товарищества производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М. С. Кузнецова».

Исторической родиной знаменитой семьи Кузнецовых была Гжель, где с XVIII века развитие определялось керамическим промыслом. Основателем крупнейшей в России фарфоровой династии был Яков Васильевич Кузнецов (1761—1816/1823), старообрядец, выходец из государственных крестьян Гжельской волости, занимавшийся гончарным делом и торговавший лесом. Он и открыл первый кузнецовский заводик по производству керамики. Со временем семейное предприятие расширялось. В 1832 году уже сыном Якова Васильевича был основан Дулевский завод, через десятилетие появилась Рижская фарфоро-фаянсовая фабрика. Фабрика в деревне Песочной стала восьмой в «империи» Кузнецовых.

Изначально Песоченская фабрика была сдана в аренду. Товарищество М.С. Кузнецова обязалось увеличить годовое производство через три года в три раза, доведя его до 120 тысяч рублей. Арендатор получал право пользоваться залежами глины и песка на землях Мальцовских заводов по 2 коп. за пуд. Недвижимость была принята по описи: двухэтажных кирпичных зданий – шесть, одноэтажных кирпичных – два, две кирпичные мельницы, новое здание для механической формовки, всего строений на 60814 рублей. Также арендаторам было передано: сырых материалов на 24489 руб., красок различных на 1285 руб., мебели на 73 рубля. Вместе с фабрикой отдавалась белая посуда мальцовского фасона в количестве 16 видов изделий. Окончательно Песоченская фабрика отошла в собственность кузнецовского товарищества только в марте 1911 года. Купчую оформлял и подписывал недавно ставший главой фирмы Николай Матвеевич Кузнецов. 

Для нового периода в жизни песоченского завода стало характерно явное расширение ассортимента. Количество выпускаемой продукции увеличилось в пять раз. При этом приобрести изделия могли разные слои населения, так как цены на них были весьма доступны. Фаянс и фарфор стали раскупать не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и заграницей. Высокое качество кузнецовского фарфора и фаянса не вызывало сомнений.

Кузнецовский фарфор и фаянс стали неотъемлемыми атрибутами быта во многих домах. Разнообразие предметов поражает: корзинки, пепельницы, сухарницы, кувшины и многое другое. С 1909 года появились умывальные столы, облицовочная плитка и многое другое. Широкое распространение получил художественный фаянс. Все кузнецовские изделия не только служили для исполнения своих прямых задач, но и были украшениями в интерьере.

Сильной стороной кузнецовского фарфора и фаянса был обильный и разнообразный декор изделий при их высочайшем качестве. Песоченская роспись была представлена в основном растительным орнаментом. Также художники украшали свою работу золотыми красками. Отдельное место занимают предметы в виде напольных ваз, настенных медальонов и других вещей, которые расписывались более детально, представляя с точки зрения искусства больший интерес.

Благодаря обнаруженным в калужском архиве документам краеведам известны имена всех песоченских мастеров декора. Однако вычислить, кому именно принадлежит, та или иная работа не представляется возможным. 

Среди 136 специалистов живописного цеха было 27 мужчин, профессионализм которых позволял им иметь хороший заработок. Среднемесячная зарплата рабочих в последние дореволюционные годы колебалась в пределах 12-25 рублей для взрослых мужчин, 10-20 рублей для женщин и 5-10 рублей для подростков. В условиях повышения цен на продукты питания в 1916-1917 годах правление товарищества регулярно увеличивало зарплату.

После революции 1917 года фабрика была национализирована и сюжеты в росписи несколько изменились. Стали появляться изображения, носившие идеологический характер. Над созданием новых сюжетных композиций в украшении фарфора и фаянса стали трудиться и новые мастера. Так в истории Песоченской фабрики появились такие художники как М. Добужинский, С. Чехонин, А. Самохвалов и другие. Появились выдающиеся изделия агитационного характера, которые стали предметами изучения среди потомков.

В 1936 году произошло преобразование фабрики, теперь она стала называться Кировским заводом стройфарфора. В этот период было создано помимо классических форм посуды и ваз много бюстов, посвященных наиболее примечательным деятелям того времени. Во второй половине ХХ века наиболее ярким художником-керамистом стал Е. С Никитин, который проработал там более четырех десятилетий. Благодаря ему на свет появилось множество изделий, многие из которых он лично расписывал.

В 1994 году произошло разделение, при котором выделились два предприятия. Одно из них стало называться ЗАО «Кировский стройфарфор», а другое «Производственно-коммерческой фирмой «Фарфор». Как раз в последнем было организовано производство фарфоровых изделий, соответствующих кузнецовским образцам. Вместе с новшествами были по-прежнему актуальны изделия, выполняемые в традиционной технике. Это были сухарницы, фруктовницы и лоточки белого цвета, а также покрытые позолотой и кобальтом.

Новый виток в развитии производства наступил в 90-е годы прошлого столетия. Тогда появились новые варианты в оформлении ваз, кувшинов, блюд и бульонниц, сувенирной продукции.

С 2008 года предприятие ЗАО «Кировский стройфарфор» стало называться ЗАО «Кировская керамика». Предприятие встало на путь модернизации производства, и основной акцент сместился на изготовление керамической плитки и мебели для ванных комнат.

На сегодняшний день оба предприятия стремятся с каждым годом увеличивать объём выпускаемой продукции.

На региональном уровне поднимается вопрос о том, что кузнецовский фарфор должен стать еще одним официальным брендом Калужской области.