Маленькая школьница чуть не спрыгнула со второго этажа: как в калужской школе разбираются с травлей
©
Ученица пятого класса калужской школы оказалась в больнице после того, как ее систематически травили на протяжении полутора лет. О том, к чему могут привести «безобидные» конфликты между детьми и как эту проблему решают взрослые, «Калужским новостям» рассказала мама девочки.
В целях безопасности имена матери и девочки изменены.
Катя учится в пятом классе школы №16 в Калуге, и с третьего класса ее сделали школьным изгоем. За что – никто не сказал, детская вражда, как и дружба, зачастую начинается с пустяков. Некоторым ребятам просто не нравилось, что Катя попадала в их команду на уроках физкультуры, и недовольство свое они не объясняли, а выражали обидными щипками. После робкой попытки девочки ответить обидчикам ситуация не прекратилась, а завертелась как снежный ком. В ответ на сопротивление Катю вытеснили из классного круга общения.
Ситуацию в свои руки взяла мама Кати, Наталья. Сперва она попросила поговорить с детьми-задирами их родителей и классного руководителя, попыталась объясниться с обидчиками сама. Поначалу Наталья ожидаемо не получила отклика – родители не увидели проблем в поведении своих детей, учителя просто не нашли ни времени, ни подходящего случая для разъяснительных бесед, а задиры перед лицом авторитетной фигуры в лице взрослого не смогли объяснить причины своей неприязни к однокласснице.
Время шло, травля набирала обороты: в ответ на попытки Кати найти общий язык со своими неприятелями ее без стеснения обзывали матом, забрасывали снежками, выгоняли на улицу из раздевалки, не давая обуться и надеть теплую куртку, донимали на переменах. В продолжение диалога Натальи с родителями обидчиков начали поступать оскорбления уже от самих родителей.
«И в один прекрасный день мне позвонили и сказали: “Придите срочно в школу, вашего ребенка сняли со второго этажа, она пыталась спрыгнуть”. Когда я прилетела к школе, моя дочь бросилась ко мне со слезами и спряталась за меня», – пишет нам Наталья.
После этого инцидента наступило затишье – наступила пора переходить в пятый класс.
«Хотела перевести ее в пятый класс в другую школу, но, узнав, что часть ребят уходит, сглупила. Надеялась, что издевательства закончатся», – признается Наталья.
Издевательства не закончились: в октябре 2022 года девочку окружили одноклассники и всей толпой стали толкать ее, из-за чего ее маме пришлось вызывать полицию в школу.
Со временем нажитый от издевательств стресс стал проявлять себя не только психологически. От скачков давления у Кати начались сильные головные боли, носовые кровотечения и рвота. В том же октябре 2022 года девочке назначили лечение сначала в больнице дневного пребывания, затем – в санатории, где она провела две недели под присмотром психолога и получила диагноз «неврастения».
Примечание: F48 – номер диагноза «неврастения» в МКБ-10
Борьба мамы с учителями между тем не прекращалась. Но вместо заявлений о том, что на разбирательства с детьми нет времени, Наталью стали убеждать в том, что ее дочь сама виновата в таком отношении со стороны детей – правда, не объяснили, в чем именно ее вина. И приступы плохого самочувствия девочка, со слов учителя, тоже «симулировала». В ответ на запрос министерства образования Калужской области, куда мама девочки обратилась с просьбой навести порядок, школа предоставила характеристику класса Кати от психолога (работающего в этом же учреждении), согласно которой взаимоотношения между одноклассниками «строятся на принципах сотрудничества, атмосфера в коллективе благоприятная, отвергнутых детей в классе нет». В общем, в Багдаде все спокойно.
В конце концов, началось метание стрелок, и уже семью Кати начали обвинять в неподобающем воспитании девочки и грозились нагрянуть домой с проверкой. Против Натальи, пытавшейся решить проблему своей дочери, настроился весь родительский чат. А учитель начальных классов, со времен которых все началось, намекала, что девочку еще дома доводят до слез, так как в школу она приходит уже заплаканная. Она же направила Катю к школьному психологу – «чтобы понять, что с ней происходит», о чем рассказала на весь родительский чат, хотя информация эта конфиденциальная. Возможно, ребенок просто боялся возвращаться в место, где над ним систематически издевались однокашники?
Однако отзывы соседей относительно и самой Кати, и ее семьи создают совершенно другое впечатление. Девочку называют доброй и вежливой, веселой и отзывчивой. Эта же девочка, по версии работников школы, сама виновата в том, что ее травят.
Последней инстанцией стало министерство образования. В декабре, после долгих тягот и обращений, Наталья получила подписанный Александром Аникеевым ответ – региональный Минобр держит ситуацию на контроле управления образования Калуги «до полного урегулирования конфликтной ситуации» и ее разрешения в интересах несовершеннолетней Кати.
Девочку удалось перевести в другой класс – менять школу пока не выходит из-за нехватки мест. Хоть на новом месте и получилось завести новых друзей, стычки со «старыми знакомыми» случаются до сих пор. Разговоры с детьми продолжают откладывать в долгий ящик, а маму Кати упрашивают замять конфликт.
Чтобы объективно осветить ситуацию, «КН» попытались выслушать и другую сторону. Мы связались с директором школы №16 Светланой Яшиной – но комментариев почему-то не дождались.
«У нас такое происходит каждый день. Я не должна вам об этом говорить и комментировать ничего не буду. Официальное письмо в министерство [образования] мы уже дали. Нет никакой травли, есть неадекватная мать. Пишите о хорошем, а не о сумасшедших родителях», – вот и вся позиция школы.
После разговора с директором вопросов у нас возникло еще больше. Если мать затравленного ребенка, по мнению представителей школы, не права – почему бы не рассказать, как выглядит конфликтная ситуация со стороны учителей и директора? И если «такое происходит каждый день» – какие действия предпринимаются, чтобы предотвратить конфликты между детьми и создать благоприятную для обучения атмосферу?
К школьной травле принято относиться как к чему-то естественному. Взрослым детские «разборки» часто кажутся несерьезной проблемой и чем-то, через что каждый должен пройти. Дети, в свою очередь, могут даже не осознавать, что поступают плохо – ведь более опытные родители и учителя не всегда доходчиво объясняют им, что обзывать и задирать других ребят неправильно. Но рано или поздно такая «естественная» вещь как школьная травля может довести до беды.
Кстати говоря, еще в октябре в правительстве Калужской области анонсировали создание рабочей группы по борьбе со школьной травлей и создание чат-бота для родителей и учителей, который должен будет помогать с решением конфликтных ситуаций. Хорошо бы не затягивать запуск такого инструмента в работу – возможно, это поможет сократить количество неприятных, а порой даже опасных столкновений в школах.