Проблемы экономики и пути выхода из кризиса: интервью с президентом Калужской ТПП. Часть 3

Президент Калужской ТПП подвела итоги 2023 года

icon 31/12/2023
icon 12:00

© Freepik Company

Freepik Company

Конец года - время подведения итогов. Мы поговорили с президентом Калужской торгово-промышленной палаты Виолеттой Комиссаровой об основных экономических итогах 2023 года в Калужской области. Предлагаем вам третью, заключительную часть интервью, посвященную проблемам экономики региона.

Внутренние проблемы.

У нас не может быть всё хорошо. Как только у кого-то всё хорошо, то сейчас же появляются какие-нибудь дополнительные регламентирующие процедуры, где регулирующие органы пытаются понять, за чем же они не уследили и что можно от этой отрасли получить.

Это не столько просто «закручивание гаек», сколько введение новых инструментов контроля, которые объясняют «заботой о здоровье населения». А на деле это часто «выливается» в то, что само население будет просто больше платить за тот или иной продукт и услугу, при «негарантированном качестве», увы.

Если говорить, например, о маркировке, которая «проходит» по ряду продуктов. Получается так, что с каждой единицы продукции определённую сумму мы просто отчисляем в систему – оператору прослеживаемости, и все затраты, которые производитель вынужден понести по вопросам внедрения, закупки оборудования, в связи с увеличением штата, из-за «технических сбоев в системе», для обеспечения бесперебойным интернетом и т.д., все ложится в себестоимость продукции, как и кредиты, которые предприятия вынуждены брать для обеспечения данной цепочки. Особенно велики риски для КФХ, производящих продукцию, которая имеет короткие сроки реализации. Бьемся по этому направлению. Перенесен срок на 1 сентября 2024 года. Будем дальше работать для отмены для таких малых производителей этих требований. Нам всем нужна здоровая и качественная еда.

Официальным обоснованием введения маркировки является борьба с контрафактом и серым рынком, мы можем взять чек, пройти на сайт «Честного знака» и посмотреть, действительно ли предприятие произвело тот самый сырок, который мы едим.

Вроде бы всё правильно, но возникает масса вопросов и проблем, которые, в конечном итоге, разделяют производители-«малыши» и потребители.

Например, для кафе и ресторанов остро стоит вопрос маркировки молока, которое должно будет проходить определённый цикл отслеживания. Наши многочисленные кофейни окажутся в этой цепочке. Они должны будут закупить определённое оборудование.

И это решение, ПОКА перенесено на 1 сентября 2024 года. Вода и молоко войдёт в систему маркировки именно в общепите.

Ждём роста цен?

Надо быть к этому готовым. Любой продукт будет расти в цене, если в его составе или при его производстве задействованы иностранные компоненты, и производитель вынужден закупать его за рубежом, если растут тарифы и затраты компаний по абсолютно разным причинам. Это могут быть семена, удобрения, витаминизированные добавки, любые компоненты и расходные материалы, сырье и др. В общем, всё то, что производится в других странах и закупается напрямую за доллары и евро. Даже если эти компоненты закупаются в дружественных нам странах, то в конечную цену товара войдут затраты, например, по логистике.

Что произошло с яйцами?

Специалисты Российского птицеводческого союза недавно выступили с вполне внятным объяснением такого скачка цен на куриные яйца, к ним присоединились эксперты в области экономики, специалисты отрасли, производители и еще многие и многие. Причин несколько:

- Если объяснять простыми словами, то инкубационные яйца, из которых потом вылупляются курицы-несушки, закупаются за рубежом. Как я понимаю, производителей именно таких яиц, либо очень мало или они отсутствуют в необходимых для рынка объемах. Некоторые эксперты говорят о снижении поставок из «недружественной страны».

- Естественно, если эти инкубационные яйца сейчас и закупаются, то проходят по сложному логистическому пути. К этому прибавляется и колебание курса рубля. Поэтому их цена будет иной, чем та, по которой они закупались ранее.

- Нужен и специализированный корм, витаминизированные добавки и медицинские препараты для содержания и кормления кур, и если в нужном объеме приходится закупать вне пределов России, то растут затраты.

- Логистика, «платные системы» дорожные, рост тарифов и др. Это всё влияет, вроде, понемногу, но в масштабах производства всё это накапливается, по чуть-чуть, и закладывается в конечную цену.

- Ещё один фактор – это наценка торговых сетей. ФАС России инициировал проверки и уведомил сети о фактах роста наценок и недопустимости такого роста (по некоторым данным - до 30% ).

Заграница нам поможет?

Представлена информация, что 21 турецкая птицефабрика может начать поставки яиц с 1 января 2024 года до июня, для обеспечения снижения цен им будет предоставлена льгота - нулевая пошлина.

Так что осталось совсем немного времени и мы увидим как эти поставки повлияют на рынок, розничные и отпускные цены, наличие продукции на прилавках и очень интересно будет увидеть и сравнить - какова же будет розничная цена?

Если цена будет на том же уровне, то встанет вопрос полезный для изучения - как и почему это происходит? Как будут действовать наши производители? И какие меры будут предприняты для сохранения собственных производств, и создание выгодных условий российским производителям.

Китайские партнёры: полезно, интересно, непросто

Восток – дело тонкое. Сейчас идёт много переговоров. Китайцы – очень непростые переговорщики, закрытые. Выстраивая модель отношений, они стараются это делать, прежде всего, с учетом собственных интересов, перспективы, в условиях максимальной лояльности и безопасности. Это абсолютно понятный и правильный принцип, который заложен в их культуре, проверенный историей.

Китайцы, как партнеры, работают хорошо – строго в рамках того техзадания, которое им даётся для выполнения. Они учитывают, есть ли возможности сотрудничества и у себя на местах, в Китае, взвешивают долго, но делают достаточно быстро (это оценка наших компаний, длительное время ведущих сотрудничество). Пока не видим большого притока китайских компаний в Калужскую область, да и территориально мы далеки (наши управленцы работают над созданием условий сокращения сроков по доставке).

Пока явное преимущество получили приграничные с Китаем области: активный рост приграничной торговли, обмен бизнес - делегациями, постоянные деловые контакты не только на уровне госструктур, но и деловых профильных объединений. Чем более просматривается выгода, а рисков меньше, тем быстрее контакт и результат. Наш региональный экономический блок активно работает по этому направлению. Остаётся только ждать результатов.

Что можно сказать в итоге:

Только сами, в своей стране, для своих производителей мы должны создавать лучшие условия, осваивать новые отрасли. Практически нам придется следовать правилу: "Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!"("Алиса в стране чудес")

Необходимо:

Вкладывать бюджетные и внебюджетные ресурсы в отрасли, в которых мы достигли результатов, и развивать успех, там где он есть;

Держать перспективу и работать над «Будущими отраслями», поддерживать лидеров (реальных), создавать и делать доступными инструменты поддержки производственного российского сектора.

Хотелось бы, чтобы именно наши граждане увидели пользу от этого в настоящем времени, а не только в далеком будущем. Люди должны постоянно видеть хотя бы маленькие улучшения, маленькие победы и успехи.

Здорово на кого-то надеяться, здорово верить, что мы с кем-нибудь вместе что-то сделаем. Возможно, это так и будет.

Но, прежде всего, мы должны надеяться на самих себя.