Как приспособился к текущей ситуации малый и средний калужский бизнес: интервью с президентом Калужской ТПП. Часть 2

Президент Калужской ТПП подвела итоги 2023 года. Часть 2

icon 30/12/2023
icon 11:30

© Freepik Company

Freepik Company

Конец года - время подведения итогов. Мы пообщались с президентом Калужской торгово-промышленной палаты Виолеттой Комиссаровой об основных экономических итогах 2023 года в Калужской области. Предлагаем вам вторую часть интервью, посвященную малому и среднему бизнесу региона.

Малый и средний бизнес: все ли приспособились?

Что такое все? Неправильно будет говорить обо всех. Есть те, кто закрыл бизнес (и причин много), есть те, кто наращивает объемы производства, заняв нишу ушедших, есть те, кто занялся производством товаров или услуг, и реализацией проектов, понимая, что появились возможности замещения по продуктам или ценам (аналоги зарубежных товаров в соответствии с возможностями реализации по ценам, доступным российскому покупателю). Есть предприятия, которые получили «второе дыхание» при получении госзаказов, а есть и те, кто пытается преодолевать проблемы, такие как замена поставщиков (санкции), измененные условия валютного регулирования, удорожание логистики и поиска новых рынков (определенные территории закрыты теперь для взаимодействия, как правило, недружественные страны), а кто-то пересчитывает свои финансовые модели деятельности с учетом снижения доход «целевой аудитории» и процессов ожидания роста тарифов, которые могут стать проблемными вопросами в 2024 году.

Бизнес - это живой организм, где самым важным фактором является «человеческое решение, будь оно управленческое, технологическое или организационное. Следовательно, разный бизнес, разные люди, разные судьбы, и результаты совершенно разные. Гибкость при учете внешних обстоятельств, быстрота принятия решений, уровень корпоративной культуры, решения в области внедрения принципов оптимизации, повышение производительности труда, решения в области политики продаж и продвижения. Все влияет, комплексно.

Если говорить по результатам наших мониторингов, наблюдений и встреч, мероприятий, экспертной работы, есть нечто общее в «успешных кейсах»: те предприятия, где владельцы полностью вовлечены в управление свои бизнесом, являются «полноправными действующими хозяевами», не входящими ни в какие холдинги, корпорации и группы, то именно они быстрее всех перенастроили модели своего бизнеса.

Они первые, буквально в течение первых двух месяцев после «санкционного шока» и последствий, нашли новых поставщиков, варианты логистики и поставок комплектующих, в общем, нашли всё то, чтобы нормально функционировать и дальше, и далее развиваться: производство лабораторного оборудования, развитие предприятий легкой промышленности, перерабатывающие предприятия, ИТ-бизнес, агро-бизнес, производство ТНП, реализация технологических проектов. Интересно, что ранее некоторым из технологичных компаний трудно было даже представить свои разработки в области технологий, инновационных решений. Крупные считали, что проще купить. Теперь мы наблюдаем самый высокий рост и интерес в области промышленной кооперации.

За 2022 - 2023 годы 7 заключенных договоров по итогам встреч (кооперационных, самых больших по числу участников), и самое высокое региональное представительство промышленных компаний, рост запросов на партнерство. Это я имею ввиду именно договоры на совместные проекты по замене поставщиков для реализации производственных программ. Возросла активность в части межрегионального взаимодействия, между компаниями, ведущими деятельность в промышленных регионах России: газоанализаторы, беспилотные вездеходы (квадроциклы), композитные материалы, технология спецпокрытия и ряд иных изделий (словно получили дополнительный импульс при расширении географии поставок).

Таких предприятий достаточно много, и ранее они «терялись» в массе зарубежных конкурентов. Инженеры - вот самый активно востребованный класс!
Общепит - именно эта отрасль сегодня демонстрирует рост объемов.

По результатам исследования доступных источников, можно сказать, что в 2023 году отрасль демонстрировала устойчивые показатели роста. Мы можем наблюдать это и у нас в областном центре весьма наглядно: сохранение и востребованность калужских ресторанов, кафе, рост числа кофеен и т.д.

Можно предположить, почему это происходит: сегодня люди /потребители сокращают расходы на «дальние путешествие», закрытость и дороговизна ряда туристических маршрутов, активизация направления и вложение значительных объемов бюджетных средств и средств частных инвесторов в отрасль внутреннего туризма, создание «экосистем, маршрутов, предложение широкого спектра услуг в туристической сфере, стимулируют развитие отрасли общепита, как «отрасли удовольствия и впечатлений».
Есть и еще один не самый «веселый «стимул» - в период «высокой неопределенности», и кризисных/стрессовых ситуаций, в которой многие прибывают, один из способов успокоить себя (на краткосрочный период) – это еда.

Опять же «тренд экономии времени» - развитие направления доставки готовой продукции, системы «быстрого питания». Развитие культуры доставки и разнообразие держит отрасль и способствует ее поддержке на определенном уровне. Также идет активное сотрудничество с местными производителями.

Ограничителями для дальнейшего устойчивого развития данной отрасли, к сожалению, могут служить рост тарифов на коммунальные расходы, логистику, увеличение заработной платы с учетом роста прожиточного минимума, повышение стоимости продукции - компонентов блюд, ряд принятых решений в области «необходимых условий по маркировке» ряда изделий, опасность высоких штрафов «в предпринимательском законодательстве». И, самое главное, сколько готовы будут тратить потребители данной услуги, выделяя средства на это направление из семейного бюджета - с учетом, что объявленный рост в части расходов пока неутешительно неприятный. Чем меньше останется в бюджете потребителя на статью затрат, тем труднее будет бизнесу в этой сфере.