Профессор Александр Клейменов рассказал калужанам о главной проблеме школьников при изучении истории

Профессор Александр Клейменов рассказал калужанам о главной проблеме школьников

icon 25/11/2025
icon 13:47
Профессор Александр Клейменов рассказал калужанам о главной проблеме школьников при изучении истории

© Пресс-служба университета Льва Толстого

Пресс-служба университета Льва Толстого

Доктор исторических наук, профессор кафедры истории и археологии, председатель предметной комиссии ЕГЭ 2025 года Александр Клейменов в беседе с корреспондентом научно-просветительского проекта «ИстФакт» рассказал об основных проблемах, с которым сталкиваются школьники при изучении истории. По его словам, дело далеко не всегда в том, что приходится запоминать большой объем материала.

– Когда мы проверяем работы ЕГЭ, то очень часто видим – дети не то, чтобы не знают фактуру, они её не понимают, – отметил Александр Анатольевич. – Самая большая проблема – неспособность старшеклассников анализировать и систематизировать информацию, которую они знают, делать выводы на основе имеющихся данных. В истории ничего не происходит само по себе, у любого события есть как предпосылки, так и последствия. Как только ученик начинает «видеть картину целиком», изучение предмета становится в разы проще, на смену механическому запоминанию приходит понимание.

По словам профессора, помочь в изучении истории могут классические и сегодня часто незаслуженно забытые приёмы. Например, составление таблиц дат и основных событий помогает запоминанию, способствует формированию четких логических и хронологических цепочек событий, позволяет вычленять главное и избегать путаницы. Очень полезна также работа с контурными картами.

– Контурные карты – практически незаменимый инструмент для развития аналитического мышления и сравнительных навыков, – пояснил Александр Клейменов. – Они универсальны и могут быть одинаково эффективны как при изучении нового материала, так  и в  его закреплении.  Любое событие происходило на определенной территории, в границах государств, климатических условиях.  При работе с контурными картами эти факторы становятся очевидны, они накладываются на общие знания и каждый факт получает свое объяснение. Карты развивают пространственное мышление, концентрируют внимание учеников на важных моментах, переносят происходящее «на плоскость».

Посмотреть подкаст с Александром Клейменовым полностью вы можете по ссылке.

Проект «ИстФакт» реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ в рамках Десятилетия науки и технологий. Присоединиться к проекту можно в Телеграм и ВКонтакте.