Надо ли возрождать судоходство в Калуге
©
Общеизвестно: самые выгодные перевозки – река, море. Имея огромную речную сеть, в России сегодня ее мало используют. В то же время железнодорожный транспорт дорожает, еще хуже обстоит дело с автоперевозками, которые сейчас стали ведущей транспортно-логистической силой в России. В Западной Европе, например в Германии, Франции, Венгрии, наоборот активно используется речной транспорт.
В бизнес-среде время от времени возникают разговоры о необходимости создания структуры в форме частно-государственного партнерства по возрождению судоходства на тех реках Центральной России, которые сейчас, по сути, практически «мертвы» для экономики.
Речь идет не о Волге, Доне и потому подобных гигантах России. Поговорим о тех реках, которые мы за последние 30 – 40 лет упустили. И конкретно о родной Оке.
Начать возрождение судоходства на Оке вполне возможно с Калуги, куда федеральное правительство планирует, хоть и малыми порциями, но выделять деньги. Конечно, поставленный вопрос не самый актуальный сегодня, однако судоходство на Оке дело не только затратное, но и экономически выгодное.
Ока протекает по Орловской, Тульской, Калужской, Московской, Рязанской, Владимирской и Нижегородской областям. Крупнейшие города на ней: Орёл, Белёв, Калуга, Алексин, Серпухов, Ступино, Кашира, Коломна, Рязань, Касимов, Муром, Павлово, Дзержинск, Нижний Новгород. Вот они – горизонтальные экономические связи.
Не гнать фуры сотнями через Москву или по объездным дорогам, а идти по воде. Те, кто знает, сразу скажут, что перевозка грузов речным транспортом имеет огромные преимущества. Это – невысокая стоимость, большая провозная способность, возможность перевозить те виды грузов, которые сухопутными или воздушным видами транспорта доставить нельзя, доставка грузов в труднодоступные места, где отсутствуют качественные автомобильные дороги и подъездные железнодорожные пути.
Поэтому, если в регионе есть судоходная речная инфраструктура, а у работающего там производственника стоит задача транспортировки по России большого количества сыпучих материалов, сельскохозяйственной продукции, удобрений, круглого леса и пиломатериалов, различных негабаритных и тяжеловесных грузов – речной транспорт становится самым оптимальным вариантом. И это несмотря на небольшую скорость и зависимость от сезонных факторов речных перевозок.
В основе ценообразования грузоперевозки по реке стоит тариф, регулируемый органами местного самоуправления. Федеральная служба по тарифам России (ФСТ) устанавливает предельные тарифы на грузоперевозку и другие услуги. Тарифы речных грузоперевозок схожи по структуре с железнодорожными и бывают общими, исключительными, специальными, местными. При этом окончательные тарифы на грузоперевозки устанавливаются различными пароходствами самостоятельно с учётом конъюнктуры рынка. На стоимость влияют условия судовождения, сроки навигации, расстояние доставки грузов, которая зависит не только от фактического расстояния, но и извилистости русла, постоянных изменений рельефа дна, и так далее. Речной транспорт не является единой сетью, напротив, водные бассейны обособлены, пароходства – это, по сути, транспортные предприятия «замкнутого цикла» с разными навигационными условиями, структурой флота и особенностей грузооборота.
В настоящее время в России судоходство есть, но практически не развито – где-то теплится, у нас же в Калуге оно практически замерло…
Есть ли в его возрождении реальная необходимость? Безусловно!
Напомним, из-за обмеления и сильного загрязнения дна главная калужская река несколько лет назад стала несудоходной в районе Калуги. Раньше с калужского берега в те же Тарусу, Алексин, Серпухов можно было попасть на катере или теплоходе. Осуществлялась и перевозка грузов с заводов по реке. Туристы любили добираться на теплоходе «Луч» в Кольцовские пещеры. Сейчас небольшие прогулочные катера курсируют только в районе Тарусы и Тульской области.
А теперь посмотрим на дело с другой стороны. Время сложное. Оно требует поиска новых решений. Транспорт – всегда узкое место любой логистики. Но, наверное, пришло время вспомнить нашу историю. Ведь мы же живем на Оке, а она впадает в Волгу. А еще мы выходим по ней за Серпуховым прямо на канал имени Москвы. А там недалеко и до Москвы, которая, как известно, порт пяти морей.
Восстанавливать судоходство можно и нужно для того, чтобы наладить отправку цемента прямо с берега на Москву. А почему не перевозить по реке шины, металл, кирпичи, продукцию машиностроительной и химической промышленности, деревообработки, стройматериалов и еще сотни наименований другой калужской продукции?
А ведь можно возродить добычу песка и гравия из реки, тем самым делая Оку глубже и полноводнее, и земснарядами грузить их на баржи и отправлять на строительство той же самой «новой» Москвы.
Подумать только прицельней и наши светлые головы найдут десятки тысяч причин прямо-таки необходимости восстановления судоходства на Оке, да и на множестве других рек Центральной России, мелеющих день ото дня.
Мы не говорим об экологии, рыболовстве, об отдыхе людей на воде, что не менее важно…
В проект сразу можно привлечь, как минимум, несколько областей – Калугу, Тулу, Орел, Рязань. И дешевым водным путем можно будет отправлять продукцию и в Архангельск и в Астрахань. А оттуда везти ту продукцию и товары, которые потребны калужанам, тулякам, рязанцам…
Губернатор области Анатолий Артамонов не так давно сообщил, что регион вошел в федеральную программу по углублению дна рек. Этого Калужская область добивалась много лет. Когда русло реки Оки вновь станет судоходным, новая водная дорога даст новый импульс и развитию Калуги и области.
Конкретно шла речь об обустройстве калужского берега. Работы в городе можно будет проводить одновременно с укреплением прибрежной полосы и строительством парадной набережной, о которой столько лет мечтают горожане.
Сейчас глубина Оки у Калуги даже в фарватере едва достигает двух метров, а у берега она совсем мелкая. Углубить ее нужно хотя бы до четырех метров, тогда реально будут созданы условия для начала возвращения в город судоходства. Калуга сможет восстановить водное сообщение с городами ниже по течению, а также развить инфраструктуру отдыха на воде и спорта. И произойдет это, как только углубят русло реки хотя бы на отдельном участке между двумя калужскими мостами - Гагаринским и Пучковским.
Но не будем предвосхищать события. Всем хочется быстрее, но работа предстоит огромная и, как мы пытались сказать, очень нужная. В этой статье нам хотелось обозначить проблему и перспективу идеи возрождения судоходства в Центральной России, старт которой может быть дан в Калуге.
Автор: Сергей Зорин