Почему погиб экипаж Ту-22М3 под Калугой?
©
Газета «Взгляд» со ссылкой на высокопоставленный источник в Военно-воздушных силах РФ назвала несколько версий трагедии на военном аэродроме Шайковка в Калужской области 23 марта. Катастрофа, согласно данным Министерства обороны, произошла при подготовке к полету из-за нештатного срабатывания системы катапультирования на самолете Ту-22М3. В результате три человека погибли, один пострадал.
Первая версия: ошибка летчика
По одной из версий, причиной трагедии могла стать ошибка летчика.
«Возможно, тот, кто сидел в кресле командира экипажа, от недоученности или волнения включил тумблер принудительного катапультирования», - сообщает источник «Взгляда».
Эксперт рассказал, как выглядит на бомбардировщике процедура катапультирования:
«На левом пульте у командира экипажа Ту-22М3 имеется тумблер «Принудительное покидание». Он используется при аварийной ситуации, чтобы с интервалом в полсекунды принудительно катапультировать троих членов экипажа. При этом командир для собственного катапультирования должен самостоятельно дернуть ручки на своем кресле».
На Ту-22М3 система обеспечивает безопасное покидание при скорости не менее 140 км/ч. Поэтому три члена экипажа погибли, а тот, кто находился на месте командира, выжил.
Заслуженный пилот СССР, бывший военный летчик Олег Смирнов также склоняется к этой версии и уверен, что причиной ЧП могли стать действия летчика, находившегося в кресле командира экипажа.
Вторая версия: техническая неисправность
Также эксперт «Взгляда» не исключает версию технической неисправности. Например, катапульты мог привести в действие блуждающий ток, хотя это, как сообщается, и маловероятно.
Третья версия: недостатки конструкции Ту-22М3
Кроме того, причиной трагедии могли стать недостатки конструкции системы катапультирования бомбардировщика Ту-22М3.
«На истребителях хоть с места можно прыгать, у них другое кресло стоит, – заметил эксперт. – Но Туполев для своего бомбардировщика не стал такое кресло ставить и изобрел свое кресло». Это кресло в бомбардировщике Ту-22М3 эксперт назвал тяжелым и неудобным для летчиков, которое к тому же еще и зависит от напряжения аккумуляторов.
«Как-то раз экипаж погиб от того, что не смог прыгнуть – напряжение на аккумуляторах упало с нужных 24 вольт до отметки ниже 22, и они банально не смогли привести в действие свои катапульты», – рассказал высокопоставленный источник журналистам.
Четвертая версия: диверсия
А вот Герой России, летчик-испытатель Анатолий Кнышов в беседе с «Московским комсомольцем» предположил, что причиной нештатного срабатывания катапульты могла стать диверсия.
«То, что произошло, больше похоже на диверсию, и я думаю, только комиссия сможет определить причину трагедии», - заявил Кнышов.
Реальные причины трагедии на военном аэродроме Шайковка предстоит установить специальной государственной комиссии.
Фото: ТАСС