В ночь с 1 на 2 мая верующие калужане в числе православных всего мира встретили Пасху – главный христианский праздник. Христос, согласно православному вероучению, сошел с небес, стал человеком, был распят, погребен и на третий день воскрес из мертвых. Воскресение – как кульминационное событие новозаветной истории – вспоминают в этот день.

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» - торжественно поется во время пасхального богослужения.

Троицкий собор, Калуга

Пасху в это воскресенье празднуют православные разных течений и направлений. Но также, конечно, ее отмечают и те, кто не считает себя воцерковленным, а просто любит этот праздник, с его неповторимой атмосферой и интересными традициями.

В пасхальную ночь в храмах Калужской области прошли праздничные службы с крестным ходом. Эти богослужения, как и рождественские, всегда собирают много людей. Так вышло и в эту ночь. Несмотря на ситуацию с коронавирусом и по-прежнему действующий в регионе режим повышенной готовности, людей на пасхальные службы в этом году пришло немало.

Никитский храм, Калуга

С Пасхой закончился строгий Великий пост и Страстная седмица, длившиеся семь недель. Те, кто постился, сегодня разговляются пасхальными куличами, крашеными яйцами и творожными пасхами. Но и непостившиеся также с удовольствием лакомятся этими яркими и аппетитными блюдами с пасхального стола, поздравляя друг друга традиционным приветствием «Христос воскресе!»

О Пасхе мы поговорили с епископом Архиерейского совещания Российской православной автономной церкви Игнатием Душеиным.

- Пасхальная служба сильно отличается от богослужений на другие большие православные праздники?

- Схема у всех богослужений общая, но у каждого праздника есть свои особенности. Пасха – особый праздник, который вообще не в ряду всех остальных, а в центре. Можно сказать, что все остальные праздники так или иначе «вокруг» Пасхи. И, конечно, у Пасхального богослужения есть свои особенности.

- Для некоторых пасхальная служба – это в первую очередь крестный ход. Какое место в богослужении Воскресения Христова он занимает?

- Изначально крестные ходы были не частью богослужения, а именно ходами – кто-то куда-то шел из практических соображений. Потом сложилась традиция. На Пасху крестный ход, кстати, в богослужение не входит, он перед ним. Теоретически его можно и не проводить, что случалось по различным причинам. Вся суть праздника разворачивается после крестного хода. Но эта суть интересна далеко не всем. Многие после крестного хода идут домой – праздновать.

- Пасха – это вообще праздник для кого?

- Это то же, что спросить: для кого светит солнце? Теоретически – для всех. А реально – для тех, кому это нужно. Можно же жить довольно комфортно в бункере и вполне без солнечного света обходиться… Христианство, если оно всерьез, – совсем не для всех. Первоисточник православной веры предлагает отказаться от всего того, что мы привыкли называть нормальной жизнью на земле, да еще и обещает скорби как награду за правильное поведение. Согласитесь, такая вера – на большого любителя.

- Пасха следует сразу за очень строгим Великим постом. А если человек не постился, да и вообще за все время поста лишь пару раз в церковь зашел свечку поставить, насколько такой человек достоин праздновать Пасху?

- Праздновать воскресение Христа призываются все, и никто никому этого не может запретить. Только можно праздновать с пользой для души, а можно без пользы. А можно даже и во вред. Предполагается, что получение пользы находится в некоторой зависимости от образа жизни и внутреннего устроения человека. Участие в обрядах и таинствах ничего само по себе не гарантирует. Иначе будет, как в одном фильме: «утром убил пятерых, потом пошел, поисповедовался, причастился, теперь вот в бане сижу…».

- Как правильно, согласно православию, праздновать Пасху?

- Самое правильное – стать святым. Т.е. получить явные плоды Благодати, ощутить воскресение в себе, еще при жизни. Ну а если не так радикально, то пытаться находиться на пути к этому. Тогда только от Пасхи польза будет. Никакими куличиками и яичками этого не заменишь.

- А как же уже ставшие традиционными походы на кладбище?

- Ничего плохого в этих походах нет, разумеется, если они нашу Пасху дополняют, а не заменяют. Важно еще, что люди на кладбище делают. Если молятся – одно, если выпивают – другое.

- Для многих Пасха – это еще и аппетитные сдобные куличи, и крашеные яйца. Насколько «православными» являются эти гастрономические традиции?

- Опять же, если «еще» – то ничего плохого. А вот если только куличи – плохо. Субкультура – враг религиозной жизни, она всегда норовит содержание подменить формой. Пасха – конец поста. Можно перейти на скоромную пищу. Но зачем из этой пищи делать культ?

- Если у кого-то не получилось освятить кулич, как быть? Чем освященный кулич на праздничном столе отличается от неосвященного?

- Ничем. Нормальный православный человек молится перед каждой трапезой и благословляет пищу. Так что у него она всегда освящена. В храме читаются молитвы на освящение первой скоромной пищи после Великого поста, как бы в знак благословения на начало ее вкушения. Присутствовать при этом лично совсем не обязательно. Можно, если уж так хочется, дома самому святой водой куличик покропить.

- А есть хорошие, на Ваш взгляд, пасхальные традиции, которые за последнее столетие потеряли былую популярность?

- Для церкви самое лучшее время – умеренные гонения. Исторические периоды, когда церковь была государственной, порождали массу всяких традиций, но всегда снижали общий тонус церковной жизни. Прошедшее столетие не просто унесло некоторые традиции, но перевернуло весь уклад жизни народа, и одновременно позволило сосредоточится на главном в нашей вере. Так что нет худа без добра.

Фото: «Калужские новости»