«Ни один из инвесторов не свернул производство». Анна Каминская - оптимистично об иностранных заводах
©
Наш регион знаменит своей новой экономикой. С десяток лет назад команда управленцев Калужской области сделала серьезную ставку на иностранные инвестиционные предприятия. Потом в стране произошло несколько серьезных экономических спадов, после которых инвестиционный рынок региона несколько поменялся.
Недавно на своем сайте мы делали опрос, который выяснил, что большинство наших читателей в инвестиционные предприятия не верят. Оказалось, что калужанам после кризисного 2014 года стало сложнее устроиться на работу в своем регионе – несмотря на бесконечные открытия все новых заводов.
Свои вопросы по тому, что происходит на инвестиционном рынке региона, мы задали руководителю Агентства регионального развития Калужской области Анне Каминской.
- Анна Семеновна, как поменялся инвестиционный рынок в регионе за последние, послекризисные три года? Уходят ли (или, может, уже возвращаются обратно?) западные инвесторы? Как сегодня развивается автокластер, который вывел экономику на высокий уровень, а потом резко сбавил обороты из-за нестабильной политической ситуации?
- Благодаря нашей отлаженной системе работы с бизнесом даже в самое сложное время ни один из инвесторов не свернул производство. Более того, у нас регулярно открываются новые заводы, в том числе и иностранные.
В этом году в индустриальном парке «Ворсино» начала работать итальянская компания по производству супертонкой керамической плиты «Ламинам». Крупный французский инвестор - компания L’Oréal - практически вдвое увеличила производственные мощности, вложив в регион более 2,5 млрд. рублей. В Кирове открылось российско-чешское производство керамических изделий. Еще несколько проектов заработало в сфере фармацевтики, но об этом лучше рассказать отдельно.
Что касается новых трендов на инвестиционном рынке, то их удобно проиллюстрировать на примере автокластера.
Благодаря кластерной модели размещения производств у нас хорошо налажена кооперация, в том числе и с традиционными предприятиями области. Это позволяет повышать локализацию выпущенных в регионе авто. Приведу несколько примеров. Завод «Бентеллер» является поставщиком для «Магна», которая, в свою очередь, поставляет продукцию компаниям «ПСМА» и «Фольксваген». «Джервази Восток» арендует площади завода «КАДВИ» для производства и покраски кузовов грузовых автомобилей Volvo, Renault и др. Кроме того, «КАДВИ» стал официальным поставщиком комплектующих для коробки передач «Вольво».
В сложном для авторынка 2015 году у нас открылся первый в стране завод двигателей «Фольксваген». А в этом году мы подписали договор о строительстве французского предприятия по производству моторных масел «Тотал».
Всего же в автокластер входят 3 завода по производству автомобилей, а также 27 компаний-компонентщиков.
Еще одним важным трендом становится работа на экспорт. Компания «Фуяо Гласс» наладила поставку автомобильных стекол в Восточную Европу, а шинное подразделение концерна «Континентал» осваивает рынки Бельгии, Германии, Испании и Польши. Более того, в 2016 году «Континентал» увеличил долю экспорта от общего объема производства с 20 до 30 процентов.
Volkswagen начал экспорт своих автомобилей в Мексику, Иран и другие страны. Кроме того, концерн будет экспортировать в Чехию произведенные в Калуге двигатели, ранее туда уже было поставлено 10 тысяч автомобилей Шкода. Также в Европе пользуются спросом сошедшие с конвейера в Калуге авто модели Тигуан, причем наши машины выигрывают конкуренцию у произведенных в ЕС.
В июне регион подписал соглашение о сотрудничестве с Российским экспортным центром и завод Континентал уже подал заявку на участие в спецпрограмме по вопросам транспортировки.
Во многом наращиванию экспорта способствует активное развитие логистики. Напомню, что уже привычный нам аэропорт «Калуга» вновь заработал лишь в 2015 году.
Совместно с китайскими и корейскими партнерами мы запустили логистический коридор «Новый Шелковый путь», который связывает европейские и азиатские рынки через терминал в Ворсино. Не так давно к этому проекту подключился и индийский Мумбаи. А в марте этого года был подписан меморандум о создании нового логистического маршрута «Ворсино - Шилун». Проектом заинтересовались уже более 150 компаний, работающих в пищевой и легкой промышленности.
- После ухода европейцев была попытка наладить отношения с Азией. Велись переговоры с корейцами и китайцами… В каком состоянии это направление сегодня, кто пришел на наш рынок, кто планирует появиться в ближайшее время, с кем только ведутся переговоры?
- Как я уже говорила ранее, информация об уходе европейцев слишком преувеличена. А что касается сотрудничества с азиатским бизнесом, то здесь можно назвать несколько интересных примеров.
Год назад был заложен первый камень для строительства комплекса молочного животноводства и переработки молока крупнейшего вьетнамского производителя «Ти-эйч Груп». Инвестиции в этот проект составят около 400 млн. долларов.
Чуть больше года назад был открыт корейский завод по производству пластмассовых и резинотехнических изделий «Д.А. Рус». Самсунг в этом году расширил линейку мониторов и стиральных машин
Совсем недавно состоялся визит губернатора в Японию, прошли предварительные переговоры с Quest Aircraft Company и Mitsubishi Electric Corporation или сокращенно – MELKO. MELKO выпускает широкий спектр электрического и электротехнического оборудования, в том числе лифты и эскалаторы. Это лидер в области разработки компьютеров, систем кондиционирования, автомобильной электроники, спутников, питаемых от солнечных батарей, а также атомных электростанций.
А Quest Aircraft Company занимается проектированием самолетов многоцелевого назначения и скоро их руководство приедет в Калугу с ответным визитом.
А в конце октября состоится выездная презентация инвестиционного потенциала Калужской области в Республике Корея. Так что, как видите, работа на азиатском направлении тоже не стоит на месте.
- Известно, что после кризиса 2014 года регион создал новый кластер – фармацевтический. Можем ли мы сказать, что фарм сегодня по развитию не уступает автокластеру в лучшие его времена?
На самом деле кластер «Фармацевтики, биотехнологий и биомедицины» мы начали создавать еще в 2011 году на базе размещенных в Обнинске наукоемких производств, под которые затем развивалась научная база. Первым резидентом выступила сербская компания «Хемофарм». А в 2012 году мы получили официальный статус пилотного инновационного территориального кластера.
Сегодня на наших площадках в Калуге и Обнинске уже разместились 63 участника, среди которых есть как отраслевые гиганты, так и небольшие инновационные компании. Ядром кластера стали крупнейшие мировые производители лекарственных средств - группа компаний STADA CIS, «Берлин-Хеми/Менарини», «Ново Нордиск», AstraZeneca, входящие в топ-50 производителей готовых лекарств по объему продаж, а также российские компании «НИАРМЕДИК», «Мир- Фарм», «БИОН» и другие.
В этом году запущена первая очередь итальянского производства «Палладио», выпускающего упаковку для фармпрепаратов.
12 сентября европейская биофармацевтическая компания «АстраЗенека» осуществила запуск нового высокотехнологичного производственного процесса. Первым продуктом, который будет выпускаться на новой линии, стал инновационный таргетный препарат для лечения рака легкого. Из 30 заводов компании «АстраЗенека», расположенных во всем мире, только 3 будут производить этот новый препарат. В их числе – калужское предприятие.
Кроме того, в 2017 году будут открыты еще 2 завода российских компаний «ФАРМ-СИНТЕЗ» и «Сфера-Фарм».
Сегодня именно фармкластер показывает лучшую в регионе динамику. В 2015 мы выпустили продукции на 19 млрд. руб., а в прошлом году этот показатель составил уже более 27, 5 млрд. руб. К концу 2017 года кластер выйдет на объемы более 35 млрд. рублей. Рост объема производимой продукции существенно опережает рынок. При этом наша стратегическая цель – занять не менее 10% рынка отечественных лекарств к 2020 году.
- На какие еще кластеры или направления может рассчитывать регион? Есть ли у нас сегодня потенциал повторить первый успех, который был назван «экономическим чудом»?
- В регионе действует Стратегия социально-экономического развития до 2030 года, именно в этом документе прописана кластерная модель нашей экономики. Помимо уже названных авто- и фармпроизводств, в числе наиболее перспективных направлений назову логистику, аграрное производство, IT и кластер авиационно-космических технологий и полимерных материалов.
Из них на данном этапе я бы, прежде всего, выделила АПК. У нас в регионе действует программа 100 роботизированных молочных ферм, привлекающая инвесторов, занимающихся переработкой молока.
Я уже упоминала соглашение с вьетнамской компанией. Кроме того, агрохолдинг «Мироторг» продолжает строительство 8-ми крупных ферм. К концу 2020 года на предприятиях холдинга общее поголовье крупного рогатого скота превысит 68 000 голов.
Сейчас в область заходит новый инвестор , который будет заниматься выращиванием и переработкой льна. Также у нас действует соглашение с французскими сыроварами «Гран Летье», сейчас проект проходит согласования и ориентировочно до конца года должно начаться строительство производственных мощностей.
- Есть ли сегодня в Калужской области такая же сильная команда, готовая разрабатывать новые подходы к развитию экономики? Можете ли назвать «звезд» в этой системе?
- Несмотря на то, что многие архитекторы так называемого «калужского экономического чуда» уже не работают в регионе, наша инвестиционная деятельность не становится менее эффективной. Главный результат нашей работы состоит в налаживании четко работающего механизма, а это гораздо важнее «звездных» фамилий.
В регионе создана целая система так называемых институтов развития, оказывающих всестороннюю поддержку инвесторам.
В частности, Агентство регионального развития занимается консультированием инвесторов, организацией бизнес-миссий, встреч с представителями деловых кругов.
Корпорация развития — это техническая сторона работы с инвесторами. Ее специалисты отвечают за выбор участка, максимально соответствующего всем запросам компании и планируемого производства. Корпорация также развивает территорию индустриальных парков и занимается поддержкой уже работающих проектов. При необходимости Корпорация готова заняться строительством новых производственных корпусов.
Развитием инновационного предпринимательства в регионе занимается «Агентство инновационного развития – центр кластерного развития Калужской области». Агентство осуществляет программы по стимулированию инноваций в регионе.
Бизнесу в сфере сельского хозяйства помогает Агентство развития АПК.
Так что единицей в деле привлечения в регион инвесторов у нас является не некая звездная фигура, а институция с четко очерченными компетенциями.
- Раскройте секреты перспектив: ждут ли нас в следующем году новые крупные или некрупные инвестиционные предприятия? Или сегодняшнее положение дело можно назвать паузой?
- Не все секреты я сейчас могу вам раскрыть, по ряду проектов ведутся переговоры.
В третьем квартале следующего года должно заработать австрийское предприятие по производству высокотехнологичных древесно-стружечных плит.
Также на 2018 год запланировано открытие еще пяти европейских предприятий — из Бельгии, Великобритании, Франции, Швейцарии и Венгрии. Большинство из них связаны с фармацевтикой.